Рецензия на книгу
Полковнику никто не пишет
Габриель Гарсиа Маркес
Galoir22 июля 2012 г.На прочтение данной повести Габриэля Гарсиа Маркеса меня в первую очередь сподвигло ее название. В нем чувствовалась извечная и волнующая лично меня тема одиночества и тоски. В итоге прочитанное все же не оправдало тех ожиданий, впрочем, обо всем по порядку.
"Сто лет одиночества" я в свое время осилил с трудом и весьма противоречивыми чувствами. Увидев же знакомые имена и названия, с тревогой стал припоминать события и детали этого фундаментального труда Маркеса. Но, как оказалось, для понимания описываемых событий этого не потребовалось. Кроме того здесь почти не чувствуется та самая эссенция, пропитывающая творчество многих латиноамериканских писателей, называемая "магическим реализмом".
Все происходящие в повести события вполне могли иметь место в современном мире. Особенно уместно (с незначительными изменениями деталей) они бы смотрелись на просторах нашей необъятной Родины.
Ветеран Гражданской войны, некто Полковник (имени его не приводится, и я считаю это решение Маркеса абсолютно правильным), после гибели сына, единственного кормильца семьи, вынужден влачить жалкое существование в небольшом портовом городке под сенью традиционных осенних ненастий. Каждую неделю, вот уже пятнадцать лет, он ходит на почту в ожидании своего письма, своего билета в счастье. По сути, Полковник настолько беден, что у него нет ничего кроме его гордости, чести и веры, которые в повести неотрывно связаны с образом боевого петуха и ожиданием восстановленной справедливости. Его чувство собственного достоинства не позволяет ему принимать жалость и подачки окружающих, кроме того он не допускает и мысли, что все его надежды могут пойти прахом, и до конца верит в свой успех.Финальная фраза Полковника пробудила во мне чувство истинной гордости за таких людей. Она излучает всю ту стойкость духа и силу воли, которой и славится настоящий Человек.
Как известно, Маркес переписывал текст "Полковника" около 10 раз и, безусловно, добился чего хотел: очень краткое и стилистически сухое повествование блестяще передает читателю ту самую атмосферу отчаяния и обреченности, которой пропитана вся повесть.
Довольно сильное произведение, посвященное вечным и важным темам.318