Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    BroadnayPrincipium25 декабря 2020 г.

    "Я думал, что дальше уже ничего не будет..."

    Какая же прекрасная книга! Прекрасная и печальная одновременно. Очень долго я её читала, буквально по одной главе в день, поскольку назвать чтение захватывающим сложно: уж слишком много у Манна описаний и размышлений. Но когда повествование подошло к концу, и я перевернула последнюю страницу, я поняла, что передо мной - шедевр.
    Мы встречаем семью Будденброк в 1835 году. Богатый дом главы процветающей хлеботорговой фирмы. Старый Иоганн Будденброк шутливо экзаменует свою маленькую внучку, Антонию, на знание катехизиса. Скоро из школы должны вернуться два старших внука, Томас и Христиан. Младшая внучка Клара появится на свет два года спустя. Пока же все довольны, счастливы, уверены в себе. Стол (а в доме сегодня празднуют новоселье) ломится от обильных и вкусных блюд, звучат заздравные речи в честь Иоганна и его семьи.
    Но идут годы, старый Иоганн умирает, бразды правления переходят сначала к его сыну, а затем к внуку, Томасу. Собственно, именно на примере троих детей - Томаса, Христиана и Антонии - автор и показывает нам "историю падения" семьи Будденброк.
    Томас, старший сын. Умный, честолюбивый, ответственный человек. С самого раннего детства он понимал, что именно ему, как старшему сыну, придётся возглавить семейное дело, и готовил себя к этому. Когда пришла пора выбирать между чувством и долгом, он выбрал второе, связав себя браком с женщиной, которая, по его мнению, идеально ему подходила, и, кроме того, посредством огромного приданого (о котором шептался весь город) весьма ощутимо приумножила капитал фирмы. Это не был брак по расчёту, но и особого взаимопонимания с этой гордой женщиной, очень музыкальной и по-своему отрешённой, у Томаса никогда не будет.
    Христиан, его младший брат. Один из самых несуразных и несчастных героев книги. Дело по душе он так найти и не смог, хоть брат и готов был предоставить ему возможность просто вести небольшие дела в фирме, оставаясь при этом "в доле". Он предпочитал проводить время в театрах и клубах, а самым любимым его занятием были жалобы на собственное здоровье. Окружающие, как только Христиан начинал в сотый раз рассказывать им о том, что у него "слева все нервы укорочены", тут же отворачивались и уходили. Так и не нашедший своего места в жизни, не имея ни любящей семьи, ни верных друзей, он в конце концов стал примером того самого "вырождения семьи Будденброк", о котором, спустя годы, начали говорить.
    Антония, младшая сестра Томаса. В юности она зачастую была заносчивой и высокомерной, но вся её жизнь, к сожалению, не принесла ей ни счастья, ни приумножения богатства. Так же, как и Томас в своё время, она выбрала долг, заставив чувства замолчать и выйдя замуж за нелюбимого и, как оказалось, бесчестного человека. Второй брак, который она поспешила заключить, чтобы не оставаться "разведённой женщиной" и не бросать тень на фирму, тоже продержался недолго. Тем не менее, автор называет Антонию счастливой, поскольку она обладала редкой и замечательной способностью: она ничего не держала в себе, и все огорчения, всю боль выплёскивала наружу в плаче или даже пустой болтовне. Кроме того, Тони искренне любила свою семью, особенно маленького племянника, сына Томаса, которого в честь деда и прадеда тоже назвали Иоганном. Ганно (так его звали дома) Будденброк...
    Этот мальчик разбил моё сердце окончательно. Он родился очень слабым, и то, что он остался жив, было, по заверению врача, огромной удачей. Рос Ганно болезненным, чувствительным ребёнком. Если он заболевал, то болел всегда долго и тяжело, постоянно страдая от ночных кошмаров. Только музыка волновала этого мальчика, только она дарила ему успокоение. Он рано научился играть на рояле и даже сочинял небольшие произведения. Отец пытался было готовить своего единственного наследника к коммерческой деятельности, постоянно таская его за собой в амбары, где хранилось зерно, и в порт, из которого отплывали корабли, принадлежащие фирме. Он заставлял Ганно учить наизусть название этих кораблей, запоминать количество товара, находящегося на складах. Всё это было чуждо и неинтересно маленькому Ганно, а видимое недовольство отца заставляло страдать его слабое сердце.
    Одна из самых сильных сцен романа, на мой взгляд, связана именно с Ганно и его отцом. В доме Будденброков хранилась старинная тетрадь, в которую на протяжении многих десятилетий заносились имена представителей семейства, отмечались его славные вехи. Однажды маленький Ганно увидел эту тетрадь раскрытой на отцовском столе и начал читать. Он внимательно прочёл имена всех своих предков и увидел также и своё имя. И тут, повинуясь какому-то необъяснимому порыву, он взял перо, линейку и провёл под своим именем двойную черту.


    После обеда сенатор позвал его к себе и, нахмурив брови, крикнул:
    • Что это такое? Откуда это взялось? Это ты сделал?

    На мгновение Ганно даже задумался - он или не он? - но тут же ответил робко, б
    • Да!
    • Что это значит? Зачем ты это сделал? Отвечай! Как ты смел позволить себе такое безобразие? - И сенатор ударил Ганно свёрнутой тетрадью по лицу.
    ицу.

  • Маленький Иоганн отпрянул и, схватившись рукой за щ
    • Я думал... я думал, что дальше уже ничего не будет...

      Этот худенький, слабый, впечатлительный мальчик с шелковистыми волосами и не по-детски настороженным взглядом из-под золотистых ресниц оказался прав. Дальше, действительно, уже ничего не было...

    о не было...
    Замечательная книга, которую однозначно стоит читать и перечитывать.

21
1K