Рецензия на книгу
Женщина в зеркале
Эрик-Эмманюэль Шмитт
bikeladykoenig22 декабря 2020 г.В этой книге три персонажа - Анна из Брюгге, Ханна фон Вальдберг, Энни Ли. Связаны они тем, что Ханна писала о жизни Анны из Брюгге книгу, на основе которой был написан сценарий для кино, где Энни Ли собирается играть роль Анны. Жизни каждой женщины посвящена отдельная ветвь повествования. Анна их Брюгге - из XVI (XVII) века, Ханна - из начала XX-го, Энни - вероятно - из конца XX-го. «Вероятно», это потому что невозможно установить, к какому точно десятилетию XX века относится жизнь этой героини - нет ссылок на знаковые события или известные картины/фильмы/книги. Т.к. в книге упоминается Мэрилин Монро, то можно сделать вывод, что период жизни Энни Ли может начинаться с 1960 - х годов или дальше по временной шкале приблизительно до 2000 года (т.к. в книге нет упоминания об Интернете). С временным периодом жизни Анны тоже самое - автор предлагает два варианта: «…распри этого беспокойного шестнадцатого века…», «…Анна из Брюгге, жившая в семнадцатом веке…» - вот как это понимать?. Я думаю, что автор имел в виду ещё более ранние годы, т.к. в книге упоминается об крестовых походах «наших мужчин», а жители городка, в котором живёт Анна - очень суеверны.
У каждой из героинь свои черты. Анна - воплощение покорности и мечтательности. Анна хочет чуда (…принадлежать мотыльку… который будет принадлежать ей…), единения с природой. Ханна - обеспеченный материально, но морально неудовлетворенный человек (это мы узнаем из её писем к её подруге детства Гретхен). Она считает себя другой, пытается в себе разобраться (в т.ч. при помощи специалиста). Про Анну Ли автор пишет что «она никогда не была сильна в оценке причин и смысла жизни». Между тем, в сюжете Энни Ли только и делает, что ищет «смысл жизни» и оценивает причины, которые привели к тем или иным событиям (только поступает от противного). Мне не понравилось, что автор выворачивает свойства своего персонажа наизнанку; это происходит не только с Энни, но и с её спутником - Итаном, который из аккуратного и внимательного врача по сюжету вдруг становится порочным человеком и невротиком.
В тексте книги вихрится метель из вопросов - «почему» и «зачем»? Основной - «Почему ты и я?» (вопрос Анне к Филиппу). Тот же самый вопрос (только другими словами) Ханна задает себе по поводу брака с Францем (муж Ханны, с которым она по сюжету впоследствии разведется), а Итан - Энни, когда последняя хочет сделать его своим любовником. Вопросы, начинающиеся словом «зачем» - в основном риторического характера (например, «Зачем я просыпаюсь по утрам?») либо вариации на тему «зачем ты это делаешь?» - на это иногда читатель получает ответ не всегда. По окончанию чтения книги думаешь - «Что это было?» Для любовного романа тут слишком много психологии, для философского романа - слишком много лирики.
8217