Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Голодные игры. И вспыхнет пламя. Сойка-пересмешница

Сьюзен Коллинз

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июля 2012 г.

    Побегаем, девочки?
    Асилила «Голодные игры». Начала в книжном магазине, дочитала где-то до половины. Потом сделала перерыв, иногда вяло возвращаясь к идее всё-же выяснить, как именно ГГ построит свою любовь с Питом и даст отворот Гейлу (с этим вообще с самого начала было ясно). Вернувшись с Байкала и получив полноценный доступ к компу я, временами прерываясь на проверку почты и забеги по Анкарии всё же продралась к финалу и порадовалась за контуженную Стрелокису (так я её прозвала) и её недолеченного мужа, погоревала о невинноубиенной Прим, пожелала удачи сгинувшему в неизвестном направлении Гейлу (чтоб не попасть под острые перья графоманов, а то получим мы «Возвращение охотника» книг этак на пять) и задумалась. А что я только что прочитала? Хороший постапокалиптический роман? Нет, мимо. Любовный роман? Совсем мимо. Боевик-ужасы? Совсем мимо. Меню из ресторана и каталог одежды? Ну-ну, я это не всерьёз. Что такое ГИ?
    Это история. Местами – интересная история. Мне, например, очень понравились описания жизни в Дистрикте-12. Браконьерство, подпольная торговля, подростковая проституция… Но вообще местами тааакие провалы! Война, которая уничтожила прежний мир. Неужели никого, кроме бывших американцев не осталось? В книге не упоминаются люди разных рас и национальностей - можно, к примеру смутно вообразить, что война велась по расовому признаку, отсюда такой прорыв в биоинженерии и генетики, отсюда – традиция раскрашивать лица и давать римские имена и возможно табу на такие упоминания. Но автору это неинтересно. Лучше мы ещё раз сделаем Стрелокисе маникюр. Дальше. Почему народ не бежал в леса? Чего уж проще – накопил некоторое количество нужных вещей, дождался нужного дня, пристукнул пару миротворцев с многозарядным лучемётом – и айда казачить! Но нет. Зачем усложнять сюжет, таинственные планолёты и фигомёты стоят на страже и тэ дэ т тэ пэ. Что такое «Капитолий»? В чём выражается его власть, кроме отрядов миротворцев, которые давно уже поставляет не он? Его граждане – элои, без сомнения, элои, которыми правит кровожадный морлок, который с удовольствием ест и своих и чужих. Хотя подвижный добрячок, предлагающий конфетку и подписывающий приказ о твоей смерти «Ради общего блага» впечатлял бы больше. Президент с его кровавым дыханием и опереточной розочкой (Такседа Маска, ты ли это?) вызывает жалость, как и любой психически больной. Страна разваливается, граждане столицы деградируют, набирает силу 13 Дистрикт, вот-вот догадается, кто тут самый сильный 2 Дистрикт, а он даже своё собственное кровохарканье остановить не может. Яд? Наркотики, конечно. Дозу носит в розе. Кровь давно в лёгких. Не удивительно, что он сразу умер от смеха, без постоянной врачебной помощи. Ему только и остаётся, что вымещать личные обиды на первой попавшейся девченке. Просто со злости. Нет, ну нет ни какого смысла было устраивать всю эту идиотскую травлю (кроме, конечно написания дополнительной книги). Немного осиного яда – и Стрелокиса женится Пите, облобызает Сноу в прямом эфире, ляжет хоть под кого! Дистрикты немножечко подкормить – о, голодные люди так благодарны, когда поедят! Перевезти её родных в Капитолий, дать им там, чего душа просит – красивых вещей, возможности учиться, возможности добиться власти (Гейлу), а саму Китнесс отправить творить добрые дела – ей это нравиться. От имени Капитолия. Мол, мы умеем и наказывать, умеем и помиловать. Этого в книге нет. Есть какая то бессмыслица. На Стрелокису давят, ещё сильнее давят, буквально закаляют сталь. Если бы книгу писала я, то именно правитель того самого 13 Дистрикта довел бы страну до кризисной ситуации, расчистил к президентскому креслу дорогу человеку жестокому и неуравновешанному, которого бы потом подсадил на наркотики. Но книгу, как обычно писала не я. Автор предпочла лишний раз переодеть свою героиню, чем понятно объяснить, что именно не так со всем этим миром и куда он всё-таки впёрся. Героиня на героине хочет убить одного президента, убивает другого и всё это как то неясно, как то вокруг да около. Есть произведения, в которых намёки переплетаются в тонкую гамму и когда наступает развязка ты говоришь себе «Ага! Вот оно что!» Так пишет Роулинг. Так пишет Пратчетт. А здесь и намёки не намёки и подсказки не подсказки и Стрелокиса не то под кайфом не то просто ужаленная.
    А эти бесконечные переодевания? Автор напомнила мальнькую девочку, которой подарили мешок нарядов к любимой кукле и она не успокоится, пока не перемеряет на неё все. А эти описания трапез? Автор как будто копипастила куски меню из кулинарной книги. Как то вообще не верится, что героиня из голодного края. (Кстати, отвлечённо о голоде. Кажется, что у автора какие-то проблемы в этом смысле, что то вроде подсознательной булимии. Хочется и соблазнительно стройной остаться и попробовать всё-всё-всё. Только что посмотрела на фото автора. Хм, может я не так уж неправа? Стрелокиса – худышка, стройняшка, пацанка – вечный идеал нас, девушек изрядно в теле. Судя по лицу, автор не из тех, кто легко влезет на дерево, а вот булочки – это именно тот противник, который ей по зубам)
    Метания «А что я чувствую? А чувствую ли я вообще?» на самом деле довольно правдоподобны и если забыть, что один парень Джейкоб, а другой Эдвард получились ещё как то. А вот с Гейлом как-то странно. Как то он резко бульк за борт. Ну что делать, когда твоя возлюбленная Мери Сью и судьба ей имя избранника на бумажке написала и в руку вложила? Будь ты хоть сто раз сильным смелым и красивым, Сью против судьбы не попрёт. Так что иди, Гейл, в леса. Может, тебе встретится симпатичная девушка-волк.
    Так что же это за книга? Где на читателя вываливается одежды не меньше чем в «Шопоголике» и крови как в фильме про Фредди Крюгера? Если честно, то это неплохая книга – я имею в виду всю трилогию. Я понимаю, почему её похвалил Кинг – он, конечно же, узнал своё детище. Я прочла «Бегущего человека» за год до прочтения всей голодной трилогии и книга произвела на меня потрясающее впечатление. Есть книги, в которых не может быть хеппи-энда. После голодных игр никакого ощущения не было. Только чуть поздней родилась идея сесть и написать, как я вижу достоинства и недочёты этой книги.
    Недочёты.
    Сумбурность. Сцены боя автору не удаются вообще. Не умеешь – не берись!
    Неправдоподобность. Вся система Панема выглядит довольно шаткой. Великое дело революции строится на противостоянии истерик маленькой девочки и глубокого психоза президента-маньяка. Люди ничего не видят, не слышат и понимать не хотят. Метрополия находится на грани глубокой дегродации.
    Непрописанность мотивов. Что за человек, к примеру, был Сноу? Да, он был отвратительный тип, но что конкретно он был за человек? Как отличается его бессвязная жестокость от продуманного фашизма лорда Волан-де-Морта! Что за человек была Койн? Как она докатилась до жизни такой? Одни вопросы.
    Трапезы и переодевания. Выбешивают.
    Кровь. Льётся, как кетчуп. Лишь несколько смертей впечатляют.
    Героиня. Мэри Сью в полный рост. Имя (стрелолист – для лучницы, ну как же) говорящее. Неизгладимое впечатление, которое она производит на людей и о котором не догадывается (Белла Свон, встала и вышла). Крутизна неописуемая. Обязательная регенерация, ну правда, не может же краса и гордость революции ходить с костылём или выбитыми зубами. Да, всё будет плохо-плохо-плохо, но не беспокойтесь, девочки мы найдём место маникюру и к финальной битве сделаем эпиляцию. Ну и два парня – один такой трагичный, другой такой брутальный.
    Теперь «дочёты»
    Бытовые зарисовки очень правдоподобны. Я поверила и в Котёл, и в покупающего за еду девочек главу миротворцев, который плевать хотел на браконьеров, пока они таскают к нему дичь. И в Тигрену (ну или как там), которую дорога к самоусовершенствованию привела в никуда и которая помогает не из желания справедливости а в надежде на кровавую анархию, где одинаково достанется всем.
    Игры. В них легко поверить. Как там было у Пратчетта? «Если сказать людям, мол, что вы выбираете: или у вас дом сожгут, или какую-то девушку съедят, которую вы, может, никогда и в глаза не видели, – знаешь, тут-то люди и призадумаются. Человеческая природа, ничего не попишешь»
    Искалеченные главные герои. Потому что после войны по другому не бывает. Ты можешь вернуться и даже зажить обычной жизнью (воевал и Гайдай, снимавший добрые весёлые фильмы и Никулин) но след должен остаться. Особенно после гражданской войны, которую ты практически развязал.
    Смерти хороших людей. Рута, Прим, Финник, Цинна, Мардж – они не должны были умирать. Но умерли. Такое случается на войне. Именно смерь Прим, Мардж и Цинны задела меня за живое. Жертвы войны. Рута была обречена. Финик пошел на смерть в призрачной надежде обеспечить тот мир, в котором сможет жить его любимая, как до этого шел с торга.
    Песня про висельника. Она просто очаровательна.
    То, что книг всего три. Талант автора пока находится в зачаточном состоянии, и если по драматизму она попыталась переплюнуть Роулинг, то с объёмом благополучно решила не связываться.
    Итак, что же тут у нас? Хорошая книга для девочек. Неплохая книга для тех мальчиков, которым не по нраву Кинг. Возможно, зазватывающее, переворачивающее душу повествование для тех, кто ещё не читал «Овода». Возможно, кому нибудь (и я прощу автору и шмотки и любовный треугольник) это малость прочистит мозги и он перестанет с восторгом смотреть на современное общестово потреблядства. Особенно это актуально для России. Ау, вы, жители сырьевых дистриктов!
    Средний бал за всю трилогию – четвёрка. Но я считаю, что у автора есть шанс, в отличии от Маер, которая в принципе безнадёжна и тех, кто пишет книги под псевдонимом «Донцова» - этих вообще надо поубивать лопатой. Хорошая книга, что бы по ней фанатеть лет так с 15 по18. Короче говоря, сделали маникюр и побежали в лес, девочки.

    34
    146