Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст

Максим Ильяхов, Людмила Сарычева

  • Аватар пользователя
    Аноним20 декабря 2020 г.

    Ничего лишнего

    Книга стоит прочтения. Читала и ловила себя на мысли о том, что в моих высказываниях и текстах хватает словесного мусора, канцеляризмов и прочего, и прочего. Очень удачное наблюдение, что в какой-то степени в наших словесных грехах виновата школа: надо было писать "красиво" - укоренившийся штамп, такой же, как "читать стихи с выражением". Так и получались сочинения, написанные по всем законам "красивости", - напичканные метафорами, эпитетами и другими приемами. О содержании явно заботились меньше, чем о форме.
    Со временем стало очевидно, что украшательства - отличный способ замаскировать собственный дилетантизм - факты кратенькие и емкие, поэтому для подтверждения своей точки зрения их обычно требуется много. На нормальный анализ времени нет, поэтому на первый план вновь выходят украшательства - можно отвлечь внимание читателя, перевести его на что-то менее существенное, подлить водички. В книге это явление описано хорошо.
    Для меня главная польза книги в том, что я стала анализировать то, как я пишу и говорю, Обращаю внимание и на речь других людей. Бывает так, что и в устной речи встречается многое из того, о чем авторы просят нас избавляться: сложные фразы, вводные слова, бюрократические термины. Самое важное наблюдение - я вижу, как людей раздражает зашлакованность речи других. Как люди злятся, когда не могут дойти до фактов и сути. Когда им просто льют воду часами вместе конкретного ответа.
    Книга хороша структурой - маленькие главы с большим количеством примеров. В конце каждой главы - правило, резюмирующее всю главу.
    Почему не ставлю максимальную оценку: книга претендует на универсальность, читай "любой текст должен быть построен по правилам информационного стиля - заботься о читателе, выражай мысль кратко и четко, упрощай". Но ведь это не совсем так - почему работает реклама, которая нарушает все законы информационного стиля? Да, авторы дают свою трактовку: это не реклама работает, а личный опыт пользования. Но мне сложно согласиться с этим на 100%.
    А если мы вспомним другие примеры - почему речи великих людей входят в историю? Разве речь Де Голля, произнесенная с призывом к сопротивлению, была построена исключительно по правилам простоты и четкости? Совсем нет, но произвела она впечатляющий эффект.
    Я бы все-таки определила первым правилом любого текста четкое определение того, какого эффекта мы хотим с помощью этого текста добиться. А потом уже - перекраивать наш текст, учитывая все подсказки в "Пиши, сокращай".
    Книгу рекомендую. Думаю, что с удовольствием прочту что-нибудь ил Ильяхова и Сарычевой еще (знаю, что ребята написали еще несколько книг, вместе и по отдельности).

    7
    1,1K