Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Good People

Hannah Kent

  • Аватар пользователя
    Kaia_Aurihn20 декабря 2020 г.

    Вот допустим, 19 век, глухая деревенька. Сосед хворал-хворал, а потом резко пошёл на поправку. В тот день (ну не знаю, что можно придумать) в молоко сопля упала, на ногу коза наступила, птичка на крыльцо какнула... Вскоре захворала ваша родня. Разве не уцепились бы вы за эти факты, не побоялись бы, что без той сопли не сработает лекарство? А потом уже ваши внуки получают рецепт: трижды обойди церковь посолонь, положи уголёк в карман, окропи порог куриной кровью и повесь подкову. К действиям подгоняются объяснения и вот уже железо отгоняет фэйри, помёт несёт силу трав, а огонь борется с колдовством. Дай бог, чтобы в рецепте сохранился сам лечебный компонент, а не только бессмысленный обряд вязания узелков над роженицей.

    "Тёмная вода" - история о народных поверьях и суевериях в худшем их проявлении. Одинокая женщина, потерявшая всех близких, не получившая помощи для парализованного, слабоумного внука ни от священника, ни от доктора, в отчаянии обращается к местной знахарке. Верит, что ребёнка подменили жители сказочных холмов, добрые соседи, и ради возвращения "настоящего" Михяла прибегает ко всё более жестоким методам. И её легко понять. Нора Лихи живёт в условиях вне времени, в её глухомани всё ещё тёмное Средневековье. Мало того, что сама вдова необразованная, всё её окружение из того же мира: опасаются дурного глаза и порчи-пищога, шепчутся, про знаки со стороны урочища фэйри (галки, мол, кружились), связывают плохие удои и беспомощного младенца. Отягчающим обстоятельством выступает шаткость общественного мнения: сплетни про уродца, пересуды обиженных кумушек, проповеди нового священника против ведьмовства - даже мысль о возможности бойкота сводит с ума. Страшно, когда эта сила обращается против одного человека, а на пороге нищеты это может стать последней каплей.

    В эту книгу несложно поверить. Больно и пугающе до дрожи, но вполне достоверно. Можно было даже не указывать, что в основе лежит реальный судебный процесс. Автору удалось передать события точно, с оправданием каждого момента. Не только психологическую обстановку, но и историческую. Основная линия не оторвана от жизни вокруг, люди в деревне принимают роды и оплакивают мертвецов, работают и собираются выпить-отдохнуть, ссорятся и мирятся. Важно, что описаны обряды, сопутствующие каждому событию, традиции и бытовые детали, но роман не скатывается в документальные выжимки, ритуальные жесты естественно вплетены в повествование и даже вообразить невозможно, чтобы кто-то вышел в ночь без оберега от проказ фэйри.

    Ещё более раскрывает произведение безупречное владение языком. Медленные тягучие описания не рисуют, материализуют перед глазами хижины с камышовым полом, утварь и скотину, и вполне современный язык ненавязчиво расцвечен колоритом старых ирландских слов. Дым от трубок не может развеять даже прямая речь, но в какой-то момент в книгу буквально затягивает и события летят галопом.

    Неудержимо влечёт к концовке, хотя уже эпиграф жирно намекает, что произойдёт в конце.

    Мальчик умрёт от очередного "лечения"

    Совсем не понятно, что же заставило переводчиков так кардинально поменять название. В оригинале идёт игра слов: "Good people" - это не только иносказательное название волшебного народца, но и буквальная характеристика персонажей по их благим намерениям - "хорошие люди". Впрочем, в какой-то мере "тёмная вода" тоже передаёт неоднозначность свершившегося.

    Не смотря на решение суда, вопрос о нравственной оценке событий романа остаётся открытым. Сроднившись с героинями, узнав их прошлое и сокрытое в мыслях, нельзя не проникнуться сочувствием и не желать им оправдания, но в то же время жалко ребёнка, и тогда вся надежда на правосудие. Описываемый конфликт подогревается популярными и сегодня случаями, когда от заблуждений или отчаяния люди отказываются от официальной медицины и полагаются на сектантов, мошенников или по глупости пробуют на себе народные средства, занимаются самолечением. Оттеняется достижениями современной медицины, сводящими на нет естественный отбор, так что страдания безнадёжного больного можно превратить в десятилетия дорогостоящего заключения в стенах больницы. Это всё упирается в вопрос о ценности человеческой жизни как таковой: важнее ли она веры и убеждений, свободы воли, страшных мучений самого человека и его близких?

    В этой книге прекрасно всё: исторические детали, мотивация персонажей, образный язык, актуальность темы и поднятая проблема. Это не сказка, а жестокий реализм, но тем важнее прочитать этот роман. Советую.

    20
    507