Рецензия на книгу
La vie secrète des écrivains
Guillaume Musso
winpoo17 декабря 2020 г.Грустная жизнь читателя: «хорошо бы хорошо, да ничего хорошего»
В литературе, как и в жизни, есть творцы и есть ремесленники, есть художники и есть инженеры, причем и те, и другие могут быть вполне успешными. Г. Мюссо мне всегда казался довольно конъюнктурным писателем, который, как мальчик-отличник, научился писать книги и старается это делать хорошо. Вопрос только в том, равняется ли «писать хорошо» «быть писателем» и как назвать тот продукт, который получается в итоге. И вот тут мой язык никак не поворачивается назвать его книги литературой в полном смысле слова, скорее, это… товар, глянцевая дизайнерская макулатура. Это не мешает ее читать примерно в той же манере, в которой мы листаем какой-нибудь журнальчик в приемной стоматолога, но мне почему-то кажется, что самому автору хотелось бы, чтобы это было не просто продуктом читательского потребления, а литературой и даже - литературой для нерядового читателя.
Это уже не первая книга Г. Мюссо, которую я читаю, когда мне хочется чего-то необременительного и живо написанного, но «Тайная жизнь писателей» как-то особенно ясно высветила для меня конструкторские наклонности автора. Она показалась мне сложенной крепкой рукой, без нерва, страха и упрека, аккуратной башенкой из кубиков или пирамидкой с правильно, по размеру, нанизанными колечками. Вдохновения я не почувствовала, но нет сомнений, что эту рукопись можно продать! Она состояла из аллюзий («Тайная жизнь пчел», фамилии персонажей и, в первую очередь, главного героя – Натана Фаулза), эпиграфов и цитат (очень много! - и даже иногда со ссылками на источники!), биографических рефлексий (погуглила биографию автора и почувствовала некие соответствия), атмосферы (правда, раньше пойманной другими авторами, а здесь просто реконструированной) и т. д. Но несмотря на попытку состыковать элементы писательского пазла, книга для меня все равно буквально раскладывалась на фрагменты, как будто бы на ее примере мне показывали, как использовать писательские приемы. И мне это мешало: вполне закрученный сюжет не казался живым, герои воспринимались лоскутными, как бы собранными из разных черт с целью продемонстрировать, как конструируются персонажные образы… в общем, книга не жила своей жизнью и не приглашала в эту жизнь меня – читателя. Какой-то олитературенный комикс про Тинтина и стойкое ощущение, что автор тобой манипулирует.
Так что все было хорошо, и в то же время ничего хорошего.
361K