Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Conversations with Friends

Sally Rooney

  • Аватар пользователя
    Аноним16 декабря 2020 г.

    «Разговоры с друзьями» - первый роман Салли Руни. В РФ издан вторым, после «Нормальных людей». «НЛ» запомнились картонными
    персонажами и странными диалогами.

    Книга позиционирует себя, как роман о коммуникации. Главный герой: Фрэнсис – студентка-бисексуалка, 21 год. Фрэнсис пытается научиться
    общаться с людьми и разобраться в себе. Круг её общения довольно узок: Бобби(подруга и бывшая девушка), Мелисса(новая подруга),
    Ник(будущий любовник и муж Мелиссы), Филип(друг и коллега), Мать, Отец. Пойдём от обратного.

    Разговоры с отцом. Отец у Фрэнсис алкоголик. Живет в городке. У авторши такого опыта жизненного - к счастью для неё и к горю для книги - нет,
    поэтому алкоголик он хрестоматийный и клишированный. Разговоры с дочерью короткие, тягостные и ненужные. Не раскрывают ничего. И даже
    когда кажется, что вот-вот выстрелит. Не стреляет, но с деконструкцией путать не стоит. У отца есть функция, он присылает ей деньги, а когда в
    запое не присылает, тогда она (т.е. Фрэнсис) бедствует. Т.е. в определенный момент повествования было необходимо объяснить, а почему у
    героини нет денег?! Ну, она студентка, а отец не прислал денег – вот денег и нет. Не убедительно, увы.

    Разговоры с матерью. Мать у Фрэнсис странная. С отцом естественно в разводе. Постоянно пытается внушить дочери (т.е. Фрэнсис), что она
    должна любить отца, потому что он её отец. А дочь, конечно, против. Почему? Не раскрывается, было там что-то в детстве между отцом и
    дочерью или нет, неизвестно и непонятно. Домогательства и растление авторша, наверное, решила не вставлять. А чего-то интересного
    придумать не смогла, в итоге, получается вялый конфликт с матерью из-за любви к родителю. Найти общий язык с матерью для Фрэнсис
    тяжеловато, причины тоже авторша не раскрывает. Просто, вот, не рассказывает она(т.е. Фрэнсис) про проблемы со здоровьем или ещё каких-то
    личных делах, и всё тут. Опять никаких причин такого общения с матерью на страницах романа нам не раскроют.

    Разговоры с Филипом. Филип чуть меньше, чем друг и чуть больше, чем коллега. Обычное непримечательное общение. Делятся какими-то
    мелкими и неважными событиями из жизни. Смеются над чьими-то плохими рукописями. В конце романа Фрэнсис неожиданно на него
    обижается – за слова. Зачем вообще был этот персонаж непонятно.

    Разговоры с Ником. Ник – актер-неудачник, женат. Естественно Ник красавец, естественно Ник нюня и маменькин сынок. Это тренды такие
    нынче, других мужчин не завозят. Фрэнсис знакомится с ним на вечеринке, вступает в переписку, а потом в сексуальный контакт. Флирт, лесть и
    восхищение – вот основные посылы разговоров с Ником.

    Разговоры с Мелиссой. Мелиса успешная фотограф и эссеист. Фрэнсис сначала ей восхищена, потом завидует, а потом и вовсе ненавидит.
    Пытается помириться даже. Разговоры между ними странные и искусственные, словно общаются они в голове самой Фрэнсис.

    Разговоры с Бобби. Бобби – лесбиянка, подруга Фрэнсис со школы и по совместительству бывшая девушка. Бобби тут не столько реальный
    человек, сколько альтер-эго самой Фрэнсис. Более резкая, более дерзкая. Лесбийская половина Фрэнсис. Она заигрывает с Мелиссой,
    ненавидит мужчин, особенно ненавидит красивых мужчин. Разговоры между Бобби и Фрэнсис больше напоминают игру, где одной (т.е. Бобби)
    всё равно, а второй необходима победа.

    Таким образом, каркас романа – это дуализм главной героини. С одной стороны она лесбиянка и любит Бобби, с другой стороны она
    гетеросексуалка и любит Ника. Как и в «НЛ» героиня главная проходит через дефлорацию и через собственный мазохизм. Дефлорация
    обязательно с красивым парнем, обязательно с её согласия. Салли Руни тридцать лет и она зачем-то второй раз об том пишет в своих книгах.
    Она либо девственница в свои тридцать и это фантазии, либо это перенос и проработка собственного неудачного опыта посредством
    литературного персонажа. Что касается мазохизма, то это очевидно фантазии авторши, хочется, но колется. Хотя, может и щипала себя за уши и
    кусала губы до крови. Но, вернёмся к нашему дуализму. По ходу повествования Фрэнсис сближается либо с Бобби, либо с Ником, т.е. даёт волю
    то своей лесбийской стороне, то гетеросексуальной. В конце книги Руни не даёт однозначного ответа, на какой стороне окажется Фрэнсис,
    вероятнее всего, это чередование будет продолжаться бесконечно.

    Какие темы поднимает Руни:

    • социальные

    Интересный эпизод с УЗИ. В августе Фрэнсис посещает гинеколога, который назначает ей УЗИ.


    На следующее утро написали из больницы – назначили УЗИ на ноябрь. Как же долго, подумала я, но мама сказала: это же государственная
    медицина, что ты хотела?

    Оказывается и в странах ЕС не всё в порядке с медициной, и человеку без денег тяжело в любой стра

    • политические
    ские


  • Ну, я лесбиянка, а Фрэнсис коммунистка, сказала Бобби.

    Фрэнсис идентифицирует себя, как коммунистка, но это только слова, она не читает соответствующую литературу, а лишь изредка вставляет
    популистские левые лозунги в те или иные диалоги. Для западного мира этого вероятно достаточно, пару раз упомянуть классы и один раз
    Жижека и можно считать себя коммунистом. Самих классов, конечно, нет. Н

    • мультикультуризм/глобализм
    изм/глобализм
    Англоязычный мир, - тот самый мир, в который так жаждет попасть отечественный либерал, а русский националист хочет тайно быть похожим на
    англичанина, - представляет собой одну большую культурную пелену. Руни использует всякого рода триггеры, чтобы читатель мог себя
    ассоциировать с героями – это музыка, литература, нетфликс. Нет никакой критики и нет никакого разрушения этой пелены. Просто очередной
    литературный инструмент, костыль. Но костыль не для сюжетных швов, а для связи читателя и произведения. Выглядит это неуклюже.

    Соответствует ли книга выписанным критиками и пиарщиками комплиментам? Конечно, нет. Ну, либо просто всё это написано не для
    русскоязычного читателя. Руни много за что хватается, но ничего не доводит до конца и это не тот случай, когда автор оставляет тебе додумать
    самому, нет, к такому формату нет никаких предпосылок в романе. Перед нами обычный роман о странной девушке с кашей в голове, и в этой
    каше она разобраться не может и не хочет. Никакого развития арок нет. Никаких вопросов и ответов автор не даёт. Задуматься книга, конечно,
    заставляет, какой уровень глубины в современном так называем интеллектуальном обществе. И чётко видно, под кого наша отечественная
    писательская братия «косит».

    Единственный плюс этой книги интересная форма повествования, не знаю, это особенности перевода или стиль Руни.

Содержит спойлеры
33
1,3K