Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Женщина в зеркале

Эрик-Эмманюэль Шмитт

  • Аватар пользователя
    mamamalutki13 декабря 2020 г.

    То, что позволено создателю сериалов, не позволено хорошему романисту (цитата сочинена мной)
    Объяснюсь.
    Этот написанный о трех женщинах роман скачет как ужаленный от одной персонажки к другой (передаю этими феминитивами привет своей обожаемой команде, заодно проверю, читают ли они меня вообще).
    Когда это происходит в сериале, мы сразу видим физиономию героя, к которому мы перескочили, или, в особо художественных случаях, какие-то интерьеры или природы. И всё, мы на месте. И даже если случился какой-то потрясающий вотэтоповорот, мы готовы ждать его продолжения, а пока смотреть за другими героями. В книге это выглядит странно, надуманно и противоестественно. Поэтому, если кто-то повесился в конце главы, читатель, я считаю, имеет полное право перелистнуть пару глав и выяснить наконец, достаточно ли успешным было повешение. Кто никогда так не делал, пусть первым бросит в меня камень.
    Но отдадим автору должное, стилистика повествования меняется просто мастерски.
    Жизнь Анны из Брюгге описана каким-то замшелым языком, как-то сразу веришь, что рассказчик действительно живет в Средневековье, верит в ведьм и необходимость ранних браков. Единение с природой, которое проходит красной нитью через весь роман, в истории Анны прописано максимально восторженно. Девушка из не самой бедной, далеко не крестьянской семьи, остается одна в лесу и планирует выживать только благодаря воде из ручья, молодой коре и щипанию травки. Конечно, буквально на следующий день природа начинает снабжать ее хлебными караваями, поэтому я была разочарована; мне было действительно интересно, как долго она будет испытывать щенячий восторг от единения с матушкой-землей. Но Анна была счастлива, слушала себя. Сидела под липой.
    История Ханны, аристократки из Вены - это просто бурлеск. О ней мы узнаем исключительно из писем, поэтому автор показывает героиню умной, образованной, способной к анализу, эта глава выбивается благодаря стилистике в том числе. Ну и она довольно интересна - здесь и несчастливый брак, и эмансипация, и женская сексуальность, и психоанализ, и маниакальная страсть к накопительству, и очень интересная, чтобы не спойлерить, беременность. Ханна вообще умница, она невероятно выросла как персонаж. Сидела под липой.
    Третий персонаж - самый невразумительный. Энни, великая актриса-раскрасавица, наркоманка и алкоголичка, которая при помощи не иначе как волшебного киношного монтажа поняла чего хочет, разделалась с зависимостями и лишними людьми, одной левой спасла худощавого юношу, а другой левой отвергла всякие дурацкие сценарии блокбастеров и снялась в Той Самой Роли. У меня есть подозрение, что вся сказка в жизни Энни случилась именно из-за того, что она жила в Голливуде. То есть это такая постирония. Но это не точно. Зато именно в этой истории автор (возможно?) объясняет странную форму, которую выбрал для романа:


    — Зачем придумали кино? Чтобы уверить людей в том, что жизнь имеет форму истории. Чтобы убедить их, что в сплетении разрозненных событий, которые мы переживаем, есть начало, середина и конец. Кино заменяет религии, оно упорядочивает хаос, оно привносит разум в абсурд. Самые лучшие кассовые сборы всегда в воскресенье!

    Энни, когда перестала злоупотреблять, стала тянуться к природе. Испытывала огразмы. Сидела под липой.
    Идея того, что все эти женщины - разные инкарнации одной души, лежит на поверхности. Она слишком очевидна, автор буквально суёт нам ее под нос:

    • одинаковые ( с поправкой на географию) имена;
    • все трое были так или иначе сиротами (одна не была, но позиционировала себя сиротой);
    • все трое не стали матерями, но зато имели крутой Особый Путь;
    • все трое обрели себя только слившись с природушкой;
    • не знаю, обратили ли вы внимание, но они все сидели под липой. Внимание, присядьте. Под одной и той же липой! Ахнули? То-то же!

    В итоге это книга о том, что нужно следовать за своим сердцем и не бояться смерти. Довольно неплохой и небесполезный посыл. Закончу пусть религиозной, но зато очень красивой ( и весьма депрессивной, что скрывать) цитатой из Писания:
    Дóндеже возвратитися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси и в землю отыдеши
    Все там будем, короче.
    Не грустите. Посидите лучше под липой.

    Долма из листьев липы для тех, кто очень неленивый
    Берем средневековый лук и всякие там специи, которые были в стародавние времена. Лишними не будут. Жарим, не жалеем, как ведьму.
    Берем рис, который уже точно завезли в Европу к началу 20 века. Ну у венских аристократов он точно был. А еще у них наверняка был крутой сыр, не то что сейчас, химия одна. Рис варим, сыр измельчаем произвольно.
    От голливудских звезд возьмем креветки, все остальное у них какое-то подозрительное и вызывает зависимость. Варим.
    Ну и всё, смешиваем начинку и красиво распихиваем в липовые конвертики, проклиная все на свете и чертыхаясь. Энджой!

    17
    355