Рецензия на книгу
Республика Шкид
Г. Белых, Л. Пантелеев
Аноним13 декабря 2020 г.Давно хотела прочитать эту повесть и наконец-то добралась до неё.
Она основана на воспоминаниях Леонида Пантелеева (только сейчас узнала, что это псевдоним Алексея Ивановича Еремеева) и Григория Белых о времени обучения в «Школе социально-индивидуального воспитания имени Достоевского» или по-советски "ШКИД".
Книга состоит из отдельных историй разных людей: директора, халдеев (преподавателей и воспитателей), воспитанников. Немного говорится о жизни ребят до ШКИД. Про саму школу и событиях в ней происходящих рассказывается фрагментарно: самое запоминающееся, т. е. самое радостное и самое позорное. Основание ШКИД, появление Цыгана, Янкеля, Дзе, Японца, появление и исчезновение новых халдеев, самоуправление, великий ростовщик Слоенов, лето на даче, "Юнком", увлечение созданием журналов, самодельный кинематограф и многое другое.
Интересная и неравнодушная личность Виктор Николаевич Сорокин (Викниксор) - директор школы. Когда он брался за это дело, не понятно было что получится. Что делать с этими бывшими беспризорными? Но потом организовывается распорядок дня с 10 уроками (4 урока, обед, ещё 4 урока, ужин и ещё 2 урока), чтобы у воспитанников было меньше свободного времени и они стали образованными людьми. Появляется "Летопись", куда записываются все хорошие и плохие дела и ребята распределяются на пять рангов со своими ограничениями и поощрениями. Вроде бы налажена система, но только Виктор Николаевич уезжает в Москву на месяц, она дает сбой. И после приезда опять надо было что-то делать с этой "дефективной" школой. Тогда на помощь приходит остракизм и троих учащихся изгоняют в сельскохозяйственный техникум. ШКИД постоянно меняется и Виктор Николаевич меняется вместе с ней. Нужно постоянно искать новые педагогические (или непедагогические) методы и приёмы. Он требовательный и справедливый директор и преподаватель.
Много написано про педагогический состав. Вот ситуация с кадрами в начале 20-х годов, а далее какие требования к ним:
Голод ставил на пост педагога и воспитателя людей, раньше не имевших и представления об этой работе, а работа среди дефективных подростков - дело тяжелое. Чтобы быть хорошим воспитателем, нужно было, кроме педагогического таланта, иметь еще железные нервы, выдержку и громадную силу воли.Удивило, что воспитанники любили читать. Читали везде: на скучных уроках, после уроков, в читальне Юнкома.
В те дни четвертое отделение увлекалось книгами Федора Сологуба.
Костя Финкельштейн в это время увлекался поэтическими образами Генриха Гейне...
Мы много читали, любили хорошую книгу и русский язык.Русский язык любили, но проверяли и потом изводили многих преподавателей.
Книга понравилась лёгким языком, юмором и верой в светлое будущее каждого воспитанника.
Путь наш длинен и суров,
Много предстоит трудов,
Чтобы выйти в люди.181,6K