Рецензия на книгу
Хирург
Марина Степнова
FoxPatrikeevna12 декабря 2020 г.Слабая книга сильного писателя
Нет однозначного ответа, понравилась ли мне книга. Но мне точно понравилась автор. Эта книга - её дебют, не очень удавшийся, но для начала - огонь. Видно, что здесь будет мастер. Классный язык, очень образный, необычные сравнения, метафоры, меткие описания. К сожалению, на этом достоинства заканчиваются.
Сюжет и мотивация героев хромают. Вторая линия романа, о мусульманине-террористе, призвана шокировать воображение читателя невероятной, не объяснимой ничем, кроме сумасшествия, жестокостью. Я в итоге поняла, как связаны две истории, но связь неочевидная, практически незаметная, судя по рецензиям, для многих читателей это осталось загадкой. Если историю про Хасана убрать - ничего не поменяется. Не появится белых пятен, не пропадут объяснения, останется неизменным характер главного героя.
Излишними кажутся бесконечные перечисления хирургических инструментов при разделении истории на главы. (Вот написала, и игра слов придала немного значения: хирургические инструменты для разделения). Это, конечно, любопытный список, скорее всего, перепечатанный из какой-нибудь энциклопедии, т.к инструменты явно сгруппированы по заболеваниям. Его назначение - нагонять холодок брезгливого ужаса, другой функции у этих слов в романе нет, пасхалок не зарыто. Из общей массы текста видно, что о хирургии автор имеет поверхностное представление. Сейчас не могу дословно вспомнить всё, что резало))) глаз, но, к примеру, женская грудь у автора - это мышца. На самом деле это жир и молочная железа, а уж совсем далеко внизу - мышца. (Выгуляла белое пальто, простите, не удержалась).
Роман кажется навеянным идеей Зюскиндова "Парфюмера". Только тот искал идеальный аромат, способный управлять людьми, а Хрипунов пытается создать идеальное лицо, для той же цели. Каждый из них возомнил себя Богом, творцом. Ради своей главной цели можно пожертвовать всем, в том числе и множеством человеческих жизней.
Ещё из подмеченного: небольшая аллюзия на роман Милана Кундеры "Жизнь не здесь". Здесь так же близких главного героя автор представляет нам не по имени, а по их отношению к нему: мама Хрипунова, бабушка Хрипунова, хрипуновский папа, мамочка Хрипунова. У Кундеры это выглядело как "мамочка поэта", "папа поэта", далее по тексту. Этим приёмом передаётся эгоцентричность главного героя, весь мир построен вокруг него.
Виден сильный конфликт автора с окружающей действительностью. Именно автора, не ГГ. Это заметно по диалектике, по настроению, построению фраз. Ненавижу весь мир, потому что мир ненавидит меня, и обращается ко мне только самым страшным, грязным и болезненным образом. Ощущение такого подросткового романтизма: этот мир прогнил насквозь, остановите землю, я сойду. Поэтому я делаю скидку на то, что, вероятно, это очень ранний роман, и он отразил эмоциональное состояние автора на тот момент.
Итог: перечитывать не буду, но удовольствие от книги получила. Книги Марины Степновой буду читать ещё, думаю, последующие будут хороши.
5363