Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возвращение в Брайдсхед

Ивлин Во

  • Аватар пользователя
    ValentineKnits11 декабря 2020 г.

    Слишком много лоска

    Писать о книгах спустя время – дело неблагодарное, порой даже чреватое. С оглядкой на прошедший месяц я вижу роман Ивлина Во, поддернутым пеленой забвения. И это моё чувство, как никакое другое, наиболее показательно. Уже не различаю деталей, помню только эмоции и ключевые моменты сюжета.


    Внимания заслуживает история создания «Возвращения в Брайдсхед». Любопытное обстоятельство: один из центральный персонажей, экстравагантный молодой мужчина Себастьян Флайт – пожалуй, самый живой персонаж во всём романе, – взялся не абы откуда. Его прототипом стал известный светский лев Стивен Теннат, человек с примечательной судьбой и весьма сомнительной репутацией. Когда встречаешь его на страницах романа, невольно замечаешь, как автор любуется результатом этой замысловатой проекции и обсасывает буквально каждую чёрточку характера своего литературного героя. Чего не скажешь о Чарльзе Райдере, молодом художнике и близком друге Себастьяна. Он будто безликая тень, заметная при свете дня и растворяющаяся в ночи.


    Как самостоятельный герой, Чарльз неинтересен, он — рассказчик. Безликий, безвольный, безмолвный, словом, представитель того типа людей, что не могут жить самостоятельно, они не живут, а сосуществуют. Отношение Чарльза к Себастьяну напоминает болезненную детскую привязанность, в каком-то роде юношескую влюбленность. Чарльз очарован окружением своего друга и через сближение с ним пытается соприкоснуться с иной реальностью. Он идеализирует Флайта и его мир. Возникшая между мужчинами своеобразная любовь духовно порабощает героя. Оттого вся его жизнь преисполняется некой фальшью. Тогда понимаешь, что Чарльзова привязанность к сестре Себастьяна — это всего лишь отражение любви другой, неосознанной и противоестественной.


    Роман «Возвращение в Брайдсхед» затрагивает целый спектр разнообразных тем. В произведении много рассуждений о вере и религии, о войне и мире. Помимо этого, в сюжетную канву вплетены элементы комического. Истинный британец, Ивлин Во потешается над персонажами, чем намерено снижает уровень драматизма. Несмотря на это, повествование ужасно тоскливо, оно пропитано неподдельной грустью, сожалением о минувших днях патриархальной сельской Англии.


    Стилистически роман сделан безукоризненно, однако из-за этого теряется жизненность. Он выглядит абсурдно стройным. Эффект граненого алмаза дополняет кольцевая композиция. Словом, «Возвращение в Брайдсхед» производит приятное впечатление, но не берет за душу. Возможно, только меня.


    23
    1,8K