Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Аноним13 июля 2012 г.Начнем с того, что «Вокзал потерянных снов» я хотела прочитать очень давно. А начав читать, читала почти два месяца. Несколько раз откладывала с твердым намерением никогда больше к ней не возвращаться. Но уже через час - возвращалась, мучимая диким любопытством – а что же произошло дальше? Книга-паутина из которой оказалось очень тяжело выбраться. И о которой очень сложно говорить разумно и взвешено. Поэтому оговорюсь сразу – эта рецензия в первую очередь об эмоциях, которые вызвал у меня этот литературный шедевр.
Итак, начнем с того, что эту книгу не стоит читать тем, кто хочет прочитать что-то жизнеутверждающее и тем, кто хочет прочитать о чем-то очень красивом и эстетичном, поскольку она прямо-таки переполнена самыми разнообразными мерзостями – на любой вкус. Тут вам и жукоголовые женщины-хепри, и личинки, и практически физиологичные описания всяческих искусственных увечий и уродств, и подробный рассказ о работе на скотобойне. Из-за всего этого книгу довольно неприятно, особенно для тех, кто легко визуализирует прочитанное. Подобные картины вполне могут вызвать тошноту. Дамы и Господа! Добро пожаловать в Нью-Кробюзон, гигантский город-государство в причудливом мире Бас-Лаг.
Следует отметить, что мир этот населяют по большей части неприятные существа, независимо от видовой принадлежности. Видимо, поэтому по-настоящему положительных персонажей в «Вокзале» не встретишь. Как только начинаешь проникаться к герою хоть какой-то симпатией – он обязательно выкидывает какую-нибудь феерическую гадость. При этом особой психологичности образов здесь не наблюдается, все они немного картонные, а действия, совершаемые персонажами, намного важнее их самих. Проще говоря, эта книга написана скорее о событиях, а не о людях. И, конечно, о Городе - огромном, грязном, безобразном.
И все-таки, несмотря на все вышеперечисленное, книга мне скорее понравилась – нешаблонностью и фантастичностью, атмосферностью и своей особой фантасмагорической правдивостью. Да и социальный подтекст мне очень близок – контраст богатства и нищеты, бесчеловечность законов, неспособность властей справиться с встающими перед ними проблемами. Но самым лично для меня захватывающим, самым интересным элементом романа стало умело сконструированное автором чуждое всем нам, нечеловеческое мышление. Хепри, мотыльки, Ткач, и даже робот-уборщик… Их мысли и чувства, описываемые небольшими, но резкими и четкими штрихами – поражают настолько, что перехватывает дыхание.
Оценка - 5 из 5. За острые эмоциональные ощущения, литературное мастерство и неповторимую атмосферу.628