Рецензия на книгу
Женщина в зеркале
Эрик-Эмманюэль Шмитт
Ptica_Alkonost8 декабря 2020 г.Осколки вселеннского разума Или Любое зеркало - суть искажение
Доводилось ли вам смотреться в зеркало? В разные зеркала? Это зеркало тебя любит, и показывает просто ослепительной красоткой, а это - беспощадно демонстрирует мельчайшие недостатки. Да-да вы правильно понимаете, именно в поисках лучшего изображения женщины так часто заглядывают в зеркала.
Эрик-Эмманюэль Шмитт отдает на наш суд историю трех женщин, таких разных, и таких похожих, а в зеркалах, в которые они смотрятся, мы возможно сможем разглядеть и себя. Анна из века средневековой дремучести, Ханна из серебряного века перед первой мировой, и наша современница-покорительница Голливудских высот - Энни. Они - как отражения в зеркалах со всеми присущими этому процессу искажениями. Интересно, что каждая последующая проекция имеет все больше недостатков, недочетов. Причем не внешне, нет. Внешне они все идеальные красоточки, коими восхищаются окружающие, их не нужно в этом убеждать, они самостоятельно приходят к этой оценке. А вот внутренне: Анна слишком цельная и добрая, ее беда в том, что она не способна лишь на здоровый цинизм или хотя бы прагматизм. Она искреннее и верящее только в хорошее наивное дитя, природный гений чистоты. Ханна - уже более сложная в этом плане натура, полная психологических проблем и, я бы сказала, изломанная внутри, слишком импульсивна, неповзрослевший ребенок с тяжелой психологией. Энни, с одной стороны - талантлива, добра и искренне симпатична, а с другой - еще более неповзрослевший ребенок, чем Ханна, слабовольна и развращена средой окружения до критической точки.
Флагманом и амбассадором истории, несомненно, служит Анна. Не знаю что это, насмешка автора, или же его внутренняя идеализация, но Анна - воплощенный сосуд христианских добродетелей, которые не поняты современному ей обществу от слова совсем, искажены, исковерканы. Как цинично и жестоко, как слепо ее клеймят, стремясь по сути к тем же вещам, которые у нее идут из глубины души. По сути убивают ее во имя того, за что она ратует! Все внешние проявления религиозности не идут не в какое сравнение с настоящим, живым и светлым ощущением цельности вселенной, ее силы и красоты. И те, кто не желает признавать себя формалистами и мертвыми исполнителями ходульных правил, с легкостью убивают настоящую полную жизнь. Это было больно. Это было познавательно. Это дает повод задуматься на "You labeled me, I'll label you.... ", как поется у незабвенной Металлики. Еще более сложна в этом плане Ханна. Хотя, может быть в этом и ее слабость? Ведь сильная духом Анна смогла взойти на костер за свои убеждения, а Ханна.. Что Ханна? Искала оргазма? Границ бессознательного? Личного психологического комфорта? Тем не менее, она симпатична своими поисками, больной и живой душой и мятущимся духом. Нашла в себе силы признаться с несостоятельности брака и полностью и радикально изменить свою жизнь. Смогла ли совершить то же Энни? Ведомая и зависимая Энни? Талантливая и подчиненная своим вредным привычкам Энни? Гробящая свою жизнь и талант наркотиками и алкоголем Энни?
Автор тонко сопоставляет всех трех своих героинь, ловко ведя повествование попеременно во всех трех временных пластах, и нигде нет простоя сюжета, в каждой линии кажется, что вот-вот и - апогей, но наступает следующий виток, и все повторятся. Они как круги на глади озера: Анна - самый широкий круг, стремящийся уяснить красоту всей вселенной, Ханна - средний круг, стремящийся выяснить границы восприятия человеческой души и познать психоанализ, и Энни - круг меньшего диаметра, просто стремящаяся найти свое настоящее место в этом мире, преломить свой талант в нужном русле.
Примечательно, что ни одна из героинь не выбрала радость семейного очага, более того этот пресловутый очаг буквально противопоставляется пути каждой из них. Стоило ли оно того? Ищите ответ, а автор предложит целых три вариации развития, зеркальных изображений своеобразных жизненных линий.
Как гласит аннотация
Анна, Ханна, Энни — все три потрясающе красивы, и у каждой особое призвание, которое еще предстоит осознать. Призвание, которое может стоить жизни.По сути, призвание заберет только самую чистую и стойкую. Остальные - ее искажения, потеряют что-то в своей жизни, но не саму жизнь, дабы обрести свое призвание. Ханне придется отказаться от сытой и обеспеченной жизни в светской Вене с любящим красавцем-мужем и найти смысл своего существования (эх, ирония судьбы, когда больной лечит таких же нездоровых). Энни так же придется распрощаться с рядом голливудских контрактов ради шикарного и осмысленного на ее взгляд сценария исторической репродукции. Вселенная не терпит пустоты. И видимо скучает по своим лучшим творениям. Иначе зачем Ханна из 1913 года заинтересуется средневековой Анной, а наша современница Энни решит воплотить это все на экране? Не только же вечно-живущая липа всех объединит, верно?
Итак, что предстает перед нами в сухом остатке? Мир глазами женщин от автора-мужчины, да еще в таком личном пространстве, когда героини будто бы наедине с собой, своими мыслями и мировосприятием, поражает аутентичностью. Ни одной фальшивой ноты, все плывет по течению сюжета, повинуясь перу автора, плавно и быстротечно. Героини яркие, живые и такие впечатляющие контрастом с обывателями, запоминаются и заставляют крепко поразмыслить над сказанным автором. Каждая ищет смысл жизни сообразно представлениями века: одна - через бога, вторая - через психоанализ, третья -через психоделики и наркоту.. Через что ищет смысл наше поколение? Через цифру? Даст ли цифра нам сил в ситуации Анны так, как дала ей силы внутренняя гармония со вселенной? Большой вопрос.
Погрузитесь в большое зеркало, вместившее путь трех женщин и оставьте на раздумья вопрос о цифре49616