Рецензия на книгу
Дракула
Брэм Стокер
krek00111 июля 2012 г.Для всего мира роман "Граф Дракула" является классикой жанра ужасов и прародителем всех вампирских традиций в литературе. Имя жестокого и коварного графа стало нарицательным, а кровососы из страшных порожнений ночи, способных одним взглядом уничтожить праведную душу, превратились в розово-сопливых юнцов с тонной крема от загара на лице. Эта прискорбная тенденция объясняется очень просто - кушать хочется всем. Подростки всегда были золотой жилой для любого вида коммерческих предприятий; девочка-старшеклассницам навряд ли понравится образ древнего жестокого монстра, а вот милые мальчики а-ля ДиКаприо времен "Титаника", кланы и семейные разборки внутри них, love story и сексуальные поцелуйчики в шею - самое оно, на этом можно заработать очень хорошо.
Поэтому вдвойне обидно, что на фоне этой всеобщей волны оригинал забыт и покрыт пылью. Когда я работала в книжном, ко мне стандартно раз в день заходил хотя бы один человек и говорил "Я прочитал "Сумерки"/"Дневники вампиров"/"Академию вампиров"/еще какую-то муть про вампиров (нужно подчеркнуть). Посоветуйте еще что-нибудь в таком же духе" Я смело вручала Стокера. Покупатель вертел книгу в руках, открывал страницы, читал небольшие отрывки, после чего недоверчиво поднимал на меня глаза и спрашивал вкрадчивым голосом: "В каком году написано? После "Сумерек"?" Я вздыхала, забирала книгу и вела покупателя к полке с подражателями Майер, коих накопилось на большой приличный стеллаж. Вопли, слюни, сопли при виде десятка одинаковых книг с разными названиями красочно говорили о том, что покупатель думает о Дракуле.
Для многих эта книга является синонимом ужаса, однако на самом деле ужасного в ней мало, моментов, от которых хочется забраться с головой под одеяло и включить свет во всем доме, там раз-два и все. Я бы сказала, что это классическая проза на уровне, скажем, Мопассана, Толстого или Уайльда. Когда человека спрашиваешь об этой книге, он в первую очередь примется рассказывать о вампирах, но в последнюю - о эпохе. А ведь именно это больше всего поражает. Стокер настолько точно и просто описал Англию конца девятнадцатого столетия, быт, нравы, взгляды людей, что дух захватывает. Временами ловишь себя на мысли, что ты уже там, среди чопорных жителей Туманного Альбиона, пьешь знаменитый английский чай и обращаешься к знакомым "мисс" или "мистер".
Отдельного упоминания заслуживают персонажи. Они прописаны настолько отчетливо и красочно, что уже с первых страниц спутать их невозможно. У каждого яркая харизма, свой стиль поведения, свои привычки, повадки и причуды. В какой-то момент понимаешь, что все они стали для тебя живыми людьми, со своими заморочками и желаниями. С каждой страницей ты все больше проникаешься симпатией к любимому персонажу, сопереживаешь, предугадываешь. А граф Дракула поражает силой характера, вызывает шквал самых разнообразных эмоций от лютой ненависти и отвращения до жалости и сожаления. Эталон антигероя, истинный образец настоящего вампира, если можно так выразиться.
Книга сверкает миллионами бриллиантов, заставляет погружаться все глубже и глубже в пучину человеческих страстей, ласкает прекрасным слогом, изумляет единством стиля, причудливыми и неожиданными сюжетными линиями. Я бы назвала этот роман сказкой, прекрасной, волшебной сказкой о добре и справедливости, о любви и чувстве долга, о преданности и непоколебимой вере.
Редко нам в руки попадают настоящие книги, искренние, чистые, как капля росы ранним утром, сверкающие своей неземной красотой и добротой. И хотя бы поэтому нужно беречь такие вещи, холить и лелеять, перечитывать в разные периоды жизни, по-разному воспринимая те или иные моменты.55150