Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Старик, который читал любовные романы

Луис Сепульведа

  • Аватар пользователя
    Aristian8 декабря 2020 г.

    О выборе и его последствиях

    Нам постоянно приходится делать выбор. Работа, семья, друзья, личное пространство - каждый аспект нашей жизни проникнут необходимостью принятия решений. Но всегда ли мы действуем так, как на самом деле хотим?

    Об авторе. Луис Сепульведа - испаноязычный писатель чилийского происхождения. Родился в 1949 году. Отец был ярым сторонником коммунистических идей, мать - медсестрой с индейскими корнями. По специальности - искусствовед, помимо родного языка в совершенстве знавший также английский, французский и итальянский языки. Во взрослом возрасте Сепульведа выступал противником диктаторского режима Аугусто Пиночетта, за что не раз попадал в переплет, оказываясь то за решеткой, то за пределами собственной страны. За свою жизнь Луис успел побывать и пожить во многих странах Латинской Америки, и его творчество буквально пронизано любовью и желанием передать местный национальный колорит во всей его красе. В нашей стране имя этого писателя не так известно, как за рубежом, и во многом своей славой в России он обязан именно "Старику, который читал любовные романы".

    Весной 2020 года Л. Сепульведа поступил в больницу с диагнозом COVID-19. 16 апреля писателя не стало.

    Сюжет "Старика, который читал любовные романы" разворачивается на диких, еще не обжитых толком землях многонациональной республики Боливия, в местечке под названием Эль-Идилио, предположительно - на границе с Чили где-то в XX веке. Рассказ подается преимущественно от лица Антонио Хосе Боливара, пожилого жителя местного поселка, затерянного в глуши тропической сельвы. Вместе с ним мы отправляемся в увлекательное путешествие по вехам его нелегкого бытия, переживаем тяготы семейной жизни и утрату единственной жены, вместе следуем за Хосе Антонио в дебри боливийских тропиков, где изучаем обычаи местных индейцев, чтобы в итоге осесть в маленьком поселении с символическим названием Эль-Идилио.

    Но даже в таком оторванном от мира местечке Антонио Хосе не суждено обрести долгожданный покой. Здешнюю идиллию нарушает известие о том, что в глубине сельвы неподалеку от поселка обнаружен труп, да не кого-нибудь, а самого настоящего гринго, предположительно - американского происхождения. Отношение к подобного рода "туристам" у властей и местных жителей разнится к диаметрально противоположному - государство видит в "англоговорящих" возможность подзаработать и заодно наладить отношения с просвещенным западом, в то время как местные пожинают плоды всего того беспредела, что выпадает на их долю от действий этих людей. Не стали исключением и жители Эль-Идилио.

    Бегло осмотрев доставленный труп, Хосе Антонио безошибочно определяет, что гринго был убит не кем-нибудь, а самым настоящим ягуаром. Причина тоже не заставляет себя долго ждать, являясь на свет в виде шкур маленьких ягуарят, добытых не то в порыве охотничьего азарта, не то в желании легкой наживы. Узрев плоды охоты гринго, местные прекрасно осознают ожидающие их неприятные последствия - ягуар в местных краях считается животным довольно мстительным и крайне опасным, особенно если его так серьезно потревожить. И вот тут все стрелки и сходятся на Хосе Антонио Боливаре.

    Стоит ли читать? Я редко пишу рецензии на литературу, которая и без моего отзыва имеет более двух (в данном случае - пяти) сотен читательских откликов. Популярные книги, как говорится, в представлении не нуждаются. Однако, иногда все же находит желание поделиться своими мыслями о прочитанном.

    О чем в сущности это произведение? Почитав немало рецензий за время, проведенное на LiveLib, я отметил самые разные мнения и прочтения. Кто-то видит здесь идею проживания жизни без опоры на чужое мнение, кто-то говорит о проблеме противостояния человека и дикой природы. Лично для меня одной из центральных стала тема человеческого выбора. Хосе Антонио в ходе всего повествования постоянно сталкивается с необходимостью делать выбор и принимать определенные решения, которые влекут за собой последствия. В порыве уйти от человеческого осуждения, они с женой покидают обжитое место и оказываются в дикой боливийской сельве. В желании задушить скорбь от утраты жены, Боливар отказывается от привычного уклада и уходит жить по законам местных индейцев. Даже сам зачин произведения, где гринго убивает ни в чем не повинных детенышей ягуара, порождая тем самым большую цепочку происходящих далее событий, наталкивает на то, что идея выбора и его последствий действительно ставится Сепульведой во главу угла.

    Вместе с тем, нельзя не отметить, что "Старик, который читал любовные романы" - произведение действительно богатое и многогранное, не смотря на сравнительно небольшой размер. Рекомендовать нечто подобное можно тому, кто любит неспешное чтиво, наполненное описаниями, рассуждениями, и, конечно же, духом Латинской Америки.

    37
    526