Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним7 декабря 2020 г.Это великолепно!
Виктор Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Возможны спойлеры!!!
Мне, как большому поклоннику классической зарубежной литературы, конечно же понравилось. Можете считать меня снобом, или кем хотите, но я искренне считаю, что чтение классики (если мы говорим о художественной литературе) более всего развивает мышление. Особенно бы я рекомендовала классику любителям "а вот раньше было...". Ибо такие произведения как раз очень хорошо иллюстрируют, как "раньше" было на самом деле.
В частности "Собор" (надеюсь никого не обидит сокращённое название), показывает как нельзя ярко недостатки судебной и правоохранительной системы того самого раньше. Вы можете возразить, мол это же аж 15й век, средневековье, самая темнота, но скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Вся эта темнота процветала ещё довольно долго, после описанных в книге событий.
Конкретно в данном произведении мы видим сотни смертей из-за невежества судей. Человеческая жизнь ценится не более жизни таракана. А методы допроса вообще не укладываются в рамки здравого смысла. Какие улики, доказательства, свидетели - будем пытать, пока не сознается, какие проблемы.
Один большой фейспалм.
Но это все лирика. Что же конкретно до содержания, интересная мысль озвучена в книге - "книгопечатание убьёт зодчество". Герой, равно автор, переживает, что с появлением печатного станка, "каменные книги", то бишь великолепные соборы и дворцы, уйдут в небытие. Пожалуй, отчасти он оказался прав, но не думаю, что виной стала именно печать. Точнее сказать - не только она. А уж тем более сейчас, в эпоху интернета и быстрых решений, из камня вытесывать целые здания не будут. Нужно быстро и дёшево. Короче говоря, в рамках отзыва сложно кратко сформулировать мысли, если кому-то интересно обсудить это в чате, буду очень рада. Интересно узнать ваше мнение по поводу этой мысли.
Вообще, читая классические произведения, или любые старые книги, невозможно не обратить внимание на глупость и невежественность людей. И я сейчас не только о героях, а и о предполагаемых читателях. Эти заигрывания с читателем, попытки закрутить сюжет и создать интригу зачастую провальны. Для современного читателя, конечно же. К сожалению, этим грешат и современники. Но классикам я это охотно прощаю, ведь во времена их творчества мозг человека не был разогнан как сейчас, и образование, хотя бы среднее, было доступно далеко не каждому. Поэтому и получаем то, что есть. Конкретно здесь это связь между матерью, дочерью, цыганами и уродом. Наверняка Гюго писал и радовался, мол, вот как я сюжет закрутил, как они все в конце удивятся. Удивления не случилось) все сразу же становится понятно, но это не портит историю, читать все же интересно.
О минусах. Для меня лишними показались пространные описания кварталов старого Парижа. Может быть, современникам автора это было интересно, ведь их эпоха была гораздо ближе к описываемым событиям, чем наша. Мне же было скучно, нудно, неинтересно и ничего не понятно. Но это всего лишь одна глава книги, и она не настолько испортила общее впечатление от произведения.
Я, наверное, чёрствый сухарь, но не нашла, где надо рыдать. Печальная история, но скорее для подумать и поанализировать, нежели отдаться чувствам и страдать вместе с персонажами.
Вывод. Книга понравилась, очень советую её прочитать. Хочется теперь посмотреть театральную постановку Нотр дам де пари. Может быть посоветуете что-то по этому поводу.
P.S. Собор Парижской Богоматери, сколько чувств и эмоций в этом названии. Я никогда, к сожалению, не была там, но очень хотелось бы увидеть это чудо архитектуры вживую. Представляю, какая там мощная, потрясающая энергетика. Когда он пылал в прямых эфирах всех новостных каналов в апреле 2019 года, я ощущала необъяснимую боль и чувство утраты. Ни одна катастрофа не вызывала во мне подобных ощущений. Тем не менее, книга стояла у меня на полке непрочитанной года 4, необходимо было дорасти до неё.
прочитала в рамках книжного вызова в сообществе https://vk.com/urwelcom4119