Рецензия на книгу
Темные аллеи
Иван Бунин
Аноним9 июля 2012 г.Рецензия на рассказ «В Париже» Ивана Алексеевича Бунина.
На мой взгляд, проблема, затронутая в рассказе, является актуальной в наше время, именно поэтому для рецензирования я взяла именно его. Рассказ «В Париже»- это лишь оттенок целой палитры любви сборника «Тёмные аллеи». Несомненно, любовь - это вечная тема всех писателей и поэтов, а, значит, и все сочинения, посвященные ей, всегда найдут своего читателя и поклонника. Любовь - это неограниченное пространство для размышлений, поиска проблем и их решений. Каждый человек в своей жизни, конечно же, сталкивается с этим чувством, каждый встает на старт этого запутанного лабиринта, но никому неизвестно, как найти ту верную дорожку, которая выведет вас к счастливому финалу. Сборник Ивана Алексеевича - это целая книга любовных рецептов, в ней каждый найдет историю, схожую со своей собственной. Если же, вы принадлежите числу тех, кто отчаялся и не ищет тёплых искренних и светлых чувств в своем сером мире, то рассказ «В Париже», несомненно, для вас.
Хочется начать с анализа названия всего сборника. «Тёмные аллеи», на мой взгляд, очень подходящее название, в нём есть некий скрытый смысл. Я не могу дать однозначного толкования, но все догадки, приходящие на ум, имеют схожий характер. «Любовь слепа», исходя из этого суждения, можно сказать, что аллея любви – это неосвещенная аллея, по которой одурманенные чувствами разумы движутся буквально наощупь. Другое мнение преследует литературовед Ю.В. Мальцев. Он считает, что словом «тёмные» автор намекал не на тернистость пути, а на оттенок конечного исхода историй. В самом деле, все рассказы, имеют печальный финал, но не везде к этому финалу приводит это светлое чувство, поэтому с этим вариантом толкования я не согласна. В названии же конкретно выбранного мною рассказа, нет ничего двоякого и скрытного, «В Париже» - это место действия, город, который подарил еще один экспонат в эту бесчисленную коллекцию. Хочется отметить, что и остальные рассказы имеют незамысловатые названия, что, в принципе, можно назвать положительной чертой. Вообще, простота – это основная отличительная черта творчества Бунина, на мой взгляд.
Повествование ведется от лица автора. В рассказе содержится две истории жизни главных героев, но эти отступления очень коротки и служат дополнением к созданию общих образов.
Конфликт произведения заключается в некотором поиске родственных душ. «… из году в год, изо дня в день, в тайне ждешь только одного,- счастливой любовной встречи, живешь в сущности, только надеждой на эту встречу – и всё напрасно…»- по сути, именно это и составляет смысл жизни Николая Платоновича. На протяжении всего рассказа, создается впечатление, что Ольга Александровна чувствует его не хуже чем саму себя. Совершенно чудесное явление заключается в том, что эти двое как будто почувствовали местонахождение друг друга. Они оба из России, но судьба занесла их в другую страну, где обстоятельства сложились так, что эта долгожданная встреча состоялась. «Да, может быть, это и есть долгожданная счастливая встреча. Только поздно, поздно…»- действительно, для Николая это стало последним ярким событием в жизни, но зато каким счастливым… Он искал это счастье всю жизнь, и уже не верил в него, но всё-таки эти счастливые минутки были уготовлены и ему. Наверно, в этом и состоит смысл произведения: сколько бы вы ни ждали, как бы глубоко не поселилось отчаяние в вашем сознании, вы всегда должны надеяться и знать, что и с вами произойдет что-то, что перевернет вашу жизнь. Нужно лишь ждать и не перепутать те искренние чувства и радость от переживаний с обманчивыми секундными эмоциями.
Автор очень точно воссоздает образы героев в сознании читателей довольно простыми приемами. «Только светлые глаза его смотрели с сухой грустью, и говорил и держался он как человек, много испытавший в жизни» - в этом описании нет ничего сверх красивого, всё достаточно легко, каждый может без труда представить себе именно Николая Платоновича. С той же легкостью Бунин описывает ту «магию встречи» : «В магазине было светло и его потянуло на этот свет из тёмного переулка с холодной и точно сальной мостовой». Безумную симпатию вызывают у меня эти тонкие, непримечательные на первый взгляд детали, которые сопоставимы с основными аспектами истории, «потянуло на свет», - именно так всё и происходило, его душу, вынужденную пылиться в чулане обыденностей, потянуло как бы саму собой к чему-то светлому, непохожему и непривычному. Так же незаметно, но очень точно описано вторжение в жизнь героя прекрасной незнакомки (впрочем, и незнакомкой-то назвать её не повернется язык, создается впечатление, что они знакомы тысячу лет) : «Вдруг его угол осветился»- это событие случается неожиданно, но это приятная неожиданность. Автор неоднократно нам напоминает о разочаровании Николая в девушках и в любви: «Вода портит вино так же, как повозка дорогу и как женщина душу», - нет сомнений в том, что однажды он уже попал в любовные сети, но был одурачен. Годы проходят, а раны залечиваются лишь со временем, но, вероятно, количество времени прямо пропорционально силе испытываемых чувств. «Нет ничего более трудного, как распознать хороший арбуз и порядочную женщину», - немного цинично, но, заметьте, разве ему стоило больших трудов распознать порядочную женщину в Ольге? Нет, кажется, что у него это получилось интуитивно. «Кто женится по любви, тот имеет хорошие ночи и скверные дни», - спустя некоторое время становится ясно, что и в этом суждении Николай снова ошибся. Истинные взаимные чувства - это гармония во всем. Самая замечательная деталь, которую тяжело заметить в контексте, показывает то родство душ, ту совместимость, всё то, что так роднит Ольгу и Николая: «Он успел попасть ключом в замок своей двери, пока не погасло электричество»- на мой взгляд, это самая хорошая метафора во всем рассказе. Может быть, я зря наделила её таким смыслом, но всё же думается мне, что этот «ключ в замке своей двери» как раз есть Ольга и Николай, которые успели найти друг друга, пока не погасла его жизнь.
«Был милый весенний день, кое-где плыли в мягком парижском небе весенние облака, и всё говорило о жизни юной, вечной – и о её, конченой», - она помогла ему достичь той вечной юности, с которой он ушел, а взамен оставил ей лишь воспоминания о себе, давнюю летнюю шинель, и нестерпимую боль. Но зато боль, вызванную самым искренним чувством.
Несомненно, этот рассказ нужно читать всем, независимо от возраста и взглядов. И я советую читать не только конкретно этот рассказ, но и весь сборник в целом. Простота языка, легкие, ничем не нагроможденные эпитеты и скрытые метафоры способствуют легкому чтению и осмыслению. Читайте и помните, что «жизнь измеряется не количеством сделанных вздохов, а количеством моментов, когда от счастья захватывает дух».
Н.Р.10726