Рецензия на книгу
Thirteen Reasons Why
Jay Asher
MerlingHobbler5 декабря 2020 г.Все глубже чем кажется на первый взгляд
Мне понравилось, хоть я и не согласна с Ханной и не одобряю её поступков: ни действий до самоубийства, ни самого суицида, ни тем более кассет. Тем не менее книга действительно поучительная, если конечно нынешние подростки сумеют задуматься над смыслом и понять его. Он тут двойной, если не тройной. Самое простое: каждое наше действие и слово влияют на чужую жизнь и чаще негативно (список Ханны). Второе: бездействие и трусость такое же преступление, как оскорбление, клевета, насилие и т. д. (Родители, учителя, Клэй и Тонни). И третье: самоубийца виноват не меньше, чем обстоятельства, приведшие его к этому. Ханна, по сути своей, такая же, как и все те, кого она изобличает. Её плёнки тому подтверждение: ведь она сама-то не подумала скольким людям они испортят жизнь и сколько из этих людей потом покончат с собой. Она не подумала об окружающих, кому будет больно от её смерти. Не подумала о том, что самоубийство весьма заразно в кругу подростков (где-то я это слышала). Её все это не волновало. Главное внимание к своей персоне. Мне кажется в её представлении это было драматической театральной постановкой, в которой все виновные будут плакать и молить прощения у её гроба. Об этом она думала, а вовсе не о безутешных родителях, не о Клэе, который в неё влюбился, не о Тонни, и не о том что её жизнь закончится. Все её поступки говорят о стремлении заставить мир крутиться вокруг неё. Чтобы перед ней все бегали, как собачки. Здесь очень показательны истории с Брайсом Уокером: она знала, что с ним не стоит связываться, но все равно кокетничала, разговаривала и смеялась. Я не понимаю как при этом Ханна могла рассчитывать на иной результат? Считала себя особенной? А в джакузи? Она говорит, что он не остановился, но на самом деле это она ему позволила, она знала кто он и все же приняла предложение присоединиться в джакузи, а значит дала согласие. Он не был благородным рыцарем и она сама знала, что он не остановится, если она не станет сопротивляться. Сомневаюсь, что он и тогда остановился бы. Так кто виноват? Брайс?! Но она могла бы просто уйти и ничего бы не было. Клэй прав, она не хотела чтобы её остановили, хотела стать жертвой или выдать себя за жертву. Ханна делала все, чтобы люди её оттолкнули или не поняли, чтобы потом обвинить их в чёрствости и нежелании помочь ей. Чтобы выдать себя мучинницей, покончившей с собой из-за окружающей жестокости. Но если разобраться: своим поступком Ханна разрушила куда больше жизней. Её смерть — только её вина и только её решение. Я не оправдываю других, особенно Дженни Курц, Брайса и Тайлера, но и перекладывать на них вину за её жизнь не считаю правильным. Зачем было говорить о скелетах, после своей смерти? Особенно о Джессике (кажется так её зовут), хоть она и не назвала её имени, но дала очень жирные намёки на него, что бы пошли слухи? Потому что в глаза сказать не могла, а потоптаться каблуками по чужим грехам очень хотелось? Мол, посмотрите все, они же хуже, чем я, а я вообще невинный оклеветанный ангел! Мерзко все это. И жаль подростков и мистера Портера. А Ханну мне не жаль: поддержка важна в таких вещах и не всякий суицидник действует столь хладнокровно, некоторых и впрямь доводят до этого и мне их жаль, но не Ханну. Надеюсь, что Скай образумится.
Что касается языка, на который многие сетовали... Да, он простой, примитивный, да. Однако форма повествования: запись голоса подростка, вдумайтесь только! Каким ещё может быть язык? Не викторианские кружева и не художественный стиль, разумеется. Какой подросток будет так выражаться?! Хорошо, что нет жаргонизмов и мата, а могло бы и быть. Так что на мой взгляд примитивный простой язык — это плюс к автору, который учёл специфику формы.
Содержит спойлеры4411