Рецензия на книгу
Милый друг
Ги де Мопассан
Adelgonde7 июля 2012 г.На LiveLib уже свыше сотни рецензий к этой книге, поэтому от себя, я боюсь, не добавлю ничего нового, свежего и неожиданного, однако «Милый друг» – это такой роман, не восхищаться которым вслух просто невозможно!
Жорж Дюруа, главный герой произведения – элегантный, привлекательный, самоуверенный молодой человек, вернувшийся недавно из Африки, где отбыл военную службу, и пытающийся теперь устроить свою жизнь в Париже. В мечтах у него сделать карьеру, однако из-за отсутствия возможностей приходится довольствоваться скромной должностью в канцелярии и как-то сводить концы с концами. Поэтому случайная встреча с Шарлем Форестье, старым армейским товарищем, выбившимся в Париже в люди, приходится ему как нельзя кстати. О, если бы Форестье только знал, какую коварную овцу он решает взять под своё покровительство! – овцу, которая, если протянуть ей палец, откусит целую руку! Вводимый на первых порах Шарлем и его женой Мадленой в секреты успеха в парижском обществе, Жорж, поначалу неумелый и робкий, очень быстро осваивает уроки и в итоге даже превосходит – и обдуривает – своих учителей.
Жорж Дюруа считается одним из омерзительнейших, одним из самых отталкивающих персонажей классической литературы. Некоторыми читателями он так и воспринимается, но я себя причислю к лагерю тех, у кого Дюруа не вызвал отвращения.
Несомненно, он не отличается выдающимися талантами и не блещет дюжим умом, однако он вовсе не глуп – отпущенные им в обществе неожиданные, но очень уместные, ловкие и интересные комментарии привлекают внимание и вызывают всеобщее одобрение, а умение пересказывать чужие умные мысли, выдавая их за собственные, делает из него приятного собеседника. Первые его потуги писать статьи для газеты, куда ему помог устроиться Форестье, проваливаются с грохотом, однако должность репортёра, а позже – кресло заведующего отделом хроники помогают ему освоить навыки письма, причём, если я не ошибаюсь, для своих статей уже для отдела политики ему не всегда приходится прибегать к помощи Мадлены.
Да, он использует свою смазливую мордашку, пушистые, изящные усы, стройную фигуру и страстные речи для того, чтобы соблазнить влиятельных, талантливых или богатых женщин, однако им руководит отнюдь не холодный расчёт. Стоит признать, что к каждой из них он проникнут смесью желания и искренней симпатии, а в отношениях с Клотильдой он и вовсе не ищет никакой финансовой или профессиональной выгоды. Даже гордость ему не чужда: в моменты, когда он нуждается в деньгах и его любовницы пытаются дать или занять их ему, он искренне возмущается и чувствует себя оскорблённым до тех пор, пока не уступит – из необходимости. Он даже несколько раз берёт на себя расходы за ренту их с Клотильдой любовного гнёздышка, что не позволяет малевать его образ исключительно чёрными красками.
Да, он завистливый, мстительный, амбициозный, хитрый и эгоистичный, но между тем способный на сердечную привязанность к тем, кого не видит в качестве средства к достижению своих корыстных целей: к мужу и дочери Клотильды, к графу де Водреку, к Норберу де Варену.
В сущности, большинство персонажей тоже не выделяется добродетельностью и не вызывает ни особой симпатии, ни выраженной антипатии. Лично мне не жалко всех тех женщин, которые пали жертвой карьеризма Жоржа. Например, Клотильда де Марель – неверная жена своему мужу, взбалмошная женщина, но из всех любовниц именно у неё получается после очередного разрыва отношений возвращать к себе Дюруа и оставаться в его памяти всегда светлым, приятным образом. Мадлена Форестье – в чём-то чета Жоржу, ибо не менее ловко пробивает себе путь к положению в высшем обществе, выбирая себе в мужья неимущих, но подающих большие надежды мужчин и продвигая их по служебной лестнице благодаря своему писательскому таланту, остроте ума и ценным связям, которые она, однако, поддерживает весьма компрометирующим способом. Эти двое, Мадлен и Клотильда – очень мудрые, практичные женщины, трезво смотрящие на мир. Это, несомненно, два очень сильных женских персонажа, неоднозначных, зачаровывающих, ибо моральное и аморальное переплетается в них в обворожительном, гармоничном узоре. Госпожа Вальтер – благоразумная, респектабельная дама, однако, по-настоящему вкусив страсть и любовь лишь с Жоржем, настолько теряет голову, что становится вовсе глупой, смешной и жалкой. И, наконец, Сюзанна – настолько легкомысленная, доверчивая и падкая на шалости особа, что, окажись на месте Дюруа более примитивный и безнравственный тип, в собственном бесчестии могла бы винить только себя.
Жорж Дюруа – это продукт своего общества. Французского общества конца девятнадцатого века, где превыше искренности и аутентичности мнения ценится общепринятость суждений, вместо непосредственности – манерность, строгое следование этикету, вместо личностных достоинств и достижений – происхождение, титул, положение в обществе, связи и благосостояние. Вот почему и практически никто из остальных персонажей не располагает к себе – они являются краеугольным камнем этой системы, её типичными представителями, а потому, когда чудовище, которое они сами же и взрастили, взбирается на их плечи, головы, а порой становится и причиной их падения – им сложно сопереживать. Как и сложно осуждать сына крестьян, которому с детства со всех сторон навязывался образ элитной группы людей, превосходящей, ничем не обделённой и не обременённой, как предел мечтаний, – как тут не развиться различным комплексам? И если общество не позволяет нажить состояния честным трудом, то почему бы не использовать те самые грязные методы для достижения своих целей, что оно само же и поощряет или хотя бы делает возможным их существование? И не надо вот этого вот морального вывода, будто бы, став скандально богатым, милый друг наказал себя сам, он, мол, ещё нещадно об этом пожалеет. Мне думается, что автор, позволив в конце возликовать антигерою, дав ему уйти от своих безнравственных поступков безнаказанно, просто хотел показать читателю горькую правду жизни – что «будущее принадлежит пройдохам». А пока будет существовать несметное богатство, сосредоточенное в руках лишь относительно небольшой кучки людей, роман и Жорж Дюруа будут оставаться актуальными.
P.S.: Отдельная хвала Ги де Мопассану за лёгкий, живой и вместе с тем изысканный стиль, а Сергею Кирсанову – за выразительное, приятное чтение, сделавшее прослушивание аудиокниги сущим удовольствием.
P.P.S.: По ссылке на источник можно также прочесть отзыв к экранизации романа, вышедшей в этом году.950