Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Железная мистерия

Даниил Андреев

  • Аватар пользователя
    Аноним30 ноября 2020 г.

    Причуда о розе или Не выходит каменный цветок

    Вы давно не были в цирке? Я только что оттуда.

    Начать с того, что аудиокнигу начитал некий преподобный товарищ, собравший в своё исполнение всю боль ЛИ. Явно не следовало слушать аудиокнигу, но раз уж начала – куда деваться?.. Сей преподобный решил, что читает не книгу, а проповедь, поэтому текст книги он вольно и невольно (несомненно одно — очень активно) снабжал собственными комментариями. Поэтому помимо стихов мне пришлось выслушать его собственное предисловие, его комментарии к каждому из актов (так, например, в одном месте он предполагает, что неизвестный мальчик-юноша-мужчина, призванный в спасители России и ставший Екклезиастом, это сам автор) и бесчисленные запинания и поправки в самом тексте. Все, кто решится взять сию книгу, готовьтесь встретить на её аудиостраницах подобные монологи:


    Ой. Тут по-французски написано... Я по-французски не умею. Ну, ладно... (Пытается читать по-французски, выходит ужасно). Ну, ладно, в общем, вот (бросает читать френч, читает перевод).

    Или:


    Итак, это у нас кончился десятый… нет, двенадцатый акт. Много сегодня успели, —говорит, — хорошо, — говорит!

    Сам себя не похвалит, никто не похвалит!
    Да и как же не похвалить, если читать ему мешают то звонки телефонные, то какие-то сигнализации, а то и вовсе неведомые шумы. На что только не пойдёшь, чтобы начитать религиозного псевдофилософа!

    Но оставим в стороне батюшку, и на том спасибо, что начитал, да и определённо лучше стал читать к концу поэмы. Вернёмся к книге.
    Книга, точнее, поэма, по атмосфере чем-то похожа на Пильняка, чем-то – на «Белую гвардию», конечно же, на «12». Стихи по ритму шикарные, однако рифма хромает на полусогнутых. Данила-мастер спокойно рифмует «грудь» и «впредь», «уйма» и «клейма», «вылупливаются» и «скапливаются», «бывало», «Израила» и «караула»... «Ирод» и «город» — чудо, а не рифмы! Вы так не считаете? А ещё у него дым курица, потому что кУрится, с ударением на первый слог, по ритму так. Дивный Данила-мастер!

    Но оставим в стороне рифмы, и на том спасибо, что пытался. Оборотимся ко смыслу.
    Что меня всегда больше всего поражало в плодах писавших о революции — это ракурс, с которого все происходящее осознаётся эпохальным уже в момент происхождения, а не спустя десятилетия, когда появляется временной простор для сравнений, анализа и возможности оценить грандиозность случившегося. Однако кончилась революция, и молот стал выпадать из рук Данилы-мастера. Он описывает Вторую мировую (преимущественно словосочетанием «атомное оружие»), потом Третью (преимущественно тем же словосочетанием), потом речь заходит о Четвёртой (и на сцене снова возникает атомное оружие, которое, видимо, так и не приводится в действие). Каждая новая война по мощности ничем не отличается от предыдущей, что говорит о том, что плохой из Данилы-мастера фантаст. Фантасты – они же предвидеть должны новое на основании старого, а тут, видите ли, неизвестный мальчик Екклезиастом становится, а в Екклезиасте как раз та же идея, что всё суета, и ничто не ново под солнцем. Невдомёк было Даниле-мастеру, что всё эволюционирует по спирали. В 1959 году Данила-мастер умер, упустив возможность ознакомиться с опубликованным (правда, не в России) в этом же году «Гимном Лейбовицу» Уолтера-Миллера-младшего. Тоже про мир, вновь и вновь открывающий атомное оружие, но с совсем другим подходом – научным. Конечно, Данила-мастер воспитан в русской романтической традиции, но это не делает его книгу более правдоподобной и применимой к реальному течению истории…

    Мультик бы хороший из этого вышел: среди действующих лиц и автомат размером с пятиэтажку (самые высокие на тот момент дома, видимо), и чёрное щупальце, взбирающееся на столб... Шеренги с циферблатами вместо лиц... с авиабомбами вместо голов... Новые шеренги, у которых вместо голов аппараты психопросвечивания... Что бы это значило, интересно, Гугл, дай ответ! Не даёт ответа…

    После Четвёртой мировой звучит
    звук, никогда раньше не слышанный, похожий на то, как если бы звучала одна из струн, натянутых между звездами Ориона, оглашает Шаданакар. За первой струной запевает вторая, еще и еще, слагая симфонию, слышимую в других брамфатурах, как бы космическую.
    Эх, не дожил Данила-мастер до Space и теории струн! Струны он между звёздами натягивает…

    Босоногий мальчик начала века сравнивает знакомого старика с Рабиндранатом Тагором... По внешности... Окей, Гугл, был ли Интернет в начале 20 века?
    Этот спаситель России сбегает из России, эмигрирует. По заветам великого Ленина, наверное. Женщины у Данилы-мастера поют гимны о том, как они служат мужчинам.
    А впрочем, его можно разбирать на цитаты. Вот, например, жемчужина, прекрасно соотносимая с нашим продажным миром:


    А знаешь, в слове «даю»
    какой-то странный уют.
    4
    197