Рецензия на книгу
Пока мы лиц не обрели
Клайв Стейплз Льюис
Аноним4 июля 2012 г.Дело не только в том, чтобы у тебя был кто-то…
Дело в том, чтобы доверять другому, знать, что он не причинит тебе боли, даже если ты уверен, что так оно и будет. Всё дело в надежности и доверии и в том, чтобы не уйти, когда всё становится слишком странно…
(Поппи Брайт)
Так вот на первый взгляд повела себя героиня романа Оруаль. Не оправдала доверия сестры и обрекла и себя, и ее на долгие годы страданий и оказалась запертой в худшей из тюрем - в самой себе. И может быть, это еще была ревность оттого, что любимая младшая сестра счастлива без нее. Это следствие взгляда на человека, как на принадлежность, как на вещь. Хотя Оруаль и утверждает, что это от слишком большой и чистой любви к сестре. Она обвиняет во всем богов, которые шлют людям страдания и напасти. Но о какой любви может идти речь, если нет доверия и сжигает ревность?
Но вобще боги играют в этом романе неоднозначную роль. В основе романа лежит известный древнегреческий миф о Психее и Амуре. И вроде бы на первый взгляд боги здесь такие, какими они описываются в мифах - излишне подвержены страстям человеческим. Но в самом конце романа проскальзывает совсем другая мысль обо всем этом. Не в богах дело, а дело в самих людях, их несовершенстве. Именно люди приписывают богам страсти человеческие. И потому они не могут постичь и увидеть богов, ибо те совершенны, а несовершенству трудно познать прекрасно-недостижимое, какими являются боги. "Пока мы лиц не обрели, - говорит Оруаль, - мы не сможем увидеть богов". Это возможно, когда люди избавятся от пороков и страстей. У романа весьма говорящее название. Психее, как чистой душе, немного удается приблизиться и познать бога, чьей невестой она стала. Но поддавшись страстям, шантажу Оруали, которую на него толкнула ревность, Психея теряет право находиться рядом с богом. Теперь только после страданий, вытравив из себя все ненужные пороки и страсти и Психея, и Оруаль видят истину. А Психея становится богиней.939