Рецензия на книгу
Последний поклон. Повесть в рассказах
Виктор Астафьев
Аноним4 июля 2012 г.В.П. Астафьев был любимым писателем моей учительницы, и эту любовь она сумела передать мне.
Многие рассказы из лирической повести «Последний поклон» сейчас входят в школьную программу, в план обязательного чтения. Из прочитанного в ту пору мне запомнились «Конь с розовой гривой» (помню, мне и самой было стыдно, будто это я, а ни Витя, обманула бабушку, съев ягоды и вместо них подсыпав травы) и «Фотография, на которой меня нет» (и я сама почти физически чувствовала Витину ревматическую боль и запах трав-лекарств Катерины Петровны). Конечно же, при повторном прочтении много нового открывается и постигается. Кроме того, я стала обращать внимание на язык и стиль автора, наслаждаться каждым словом, смакуя его, как смакуют любимый кофе.
Одно из направлений творчества В.П. Астафьева — поэзия детства — вылилось в автобиографический цикл «Последний поклон». Это — самая заветная книга в творческом наследии Виктора Петровича. С мягкой, задушевной интонацией эта повесть в рассказах через личное восприятие одного человека воссоздает жизнь целого поколения, летопись народной жизни на протяжении 30-90 гг. XX в.
Воспоминания Астафьева очень ярки, и хоть они описывают отдельные случаи из жизни, всё же это единое произведение — все его элементы связывает единство темы. Каждый эпизод содержит представление и о времени, в котором жил главный герой, и о событиях, им пережитых, и о людях, с которыми его свела судьба.
Интересно проследить и становление личности главного героя. Большой путь проходит Витя Потылицын — с раннего детства до знаменательного пира после победы (в одноименном рассказе) — осознания торжества доброты и гуманности над силами зла.
Светлая пора детства Вити сменилась неожиданным поворотом судьбы — мальчика отправляют в город к отцу и мачехе учиться. А когда из повествования ушла бабушка, всё потемнело, и в жизни мальчика явилась страшная сторона. Астафьев не сгущает, не нагнетает то жестокое, что было в жизни, но и не выцвечивает, ведь Виктор Петрович — один из последовательных сторонников отражения жизненной правды в своих произведениях. Но всё-таки мне больше нравится первая часть «Последнего поклона» - она пронизана светом, теплом, добротой.
Самый обаятельный, самый значительный, самый покоряющий образ, проходящий через всё произведение — образ бабушки Катерины Петровны. Ничего Астафьев в ней не приукрашивает. Он оставляет и грозу характера, и ворчливость, и желание узнать всё первой и распорядиться. Она собирает в себе все, что было в родной земле крепкого, исконно русского. И мы узнаем это, как своё.
Астафьев говорил:
«Пишу я о деревне, о своей маленькой родине, а они — большая и маленькая — неразделимы, они — друг в друге. Сердце моё навеки там, где я стал дышать, видеть, запоминать и трудиться».181,2K