Рецензия на книгу
The Ballad of Songbirds and Snakes
Suzanne Collins
Аноним29 ноября 2020 г.Змеиная любовь
Признаюсь сразу: моё мнение об этой книге пристрастно. С «Голодных игр» началась моя беззаветная любовь к современному young adult, и довольно удачная (хоть и неполная) экранизация немало тому поспособствовала. Когда появилась информация о том, что грядёт приквел к полюбившейся истории, который призван раскрыть секреты президента Сноу, некоторые тайны создания Голодных игр и вообще истории Панема, я незамедлительно добавила этот роман в виш-лист и с нетерпением стала ожидать его выхода в свет. И вот наконец-то пухлый красивый томик оказался в моих руках, и… ничего.
На протяжении всего сюжета я то и дело ловила себя на мысли, что мне не верится в искренность персонажей, правдивость их чувств и в принципе всё происходящее мне интересно мало. Совсем юный Кориолан Сноу не вызвал ни малейшей симпатии, как ни старалась автор вызвать сочувствие к вечно голодному пареньку, живущему на обломках былого величия собственной семьи. Как бы бедняжка ни страдал, поедая на завтрак, обед и ужин надоевшую варёную капусту, он ни на минуту не забывал и том, кто он и откуда, и насколько великое будущее может его ожидать, если приложить к тому малую толику усилий. Ради достижения задуманного Кориолан готов идти по головам, обманывать, хитрить, предавать и даже убивать. Так что если вы ждёте от этой истории грустного повествования о том, как хорошего доброго мальчика сломила злобная система – не стоит. Будущий президент от рождения не способен испытывать тёплые чувства ни к кому. Даже престарелая бабушка, последняя его прямая родственница, раздражает своей преданностью Капитолию и ежеутренними сеансами исполнения гимна Панема. Даже самый близкий человек – старшая двоюродная сестра Тигрис, ради младшего брата готовая не только ночами латать его поистрепавшиеся одежки, терпеть на работе придирки капризной начальницы, чтобы принести бедняжке хоть немного дополнительного пайка, но даже торговать собственным телом (прямо об этом, правда, не говорится, тут можно только догадываться, но Кориолан в принципе ничего плохого в этом не видит – это ж для него, любимого, так чё такова?).
И такой вот милый юноша, морально готовый стать великим («Сноу всегда берут верх», не забывайте об этом ни на секунду, ок?), оказывается в числе 24 старшеклассников, которые на очередных, Десятых Голодных играх, станут частью эксперимента и будут менторами несчастных детишек из двенадцати дистриктов, избранных безжалостным жребием на убой. До этого никаких менторов и никаких подачек для трибутов не существовало (собственно, это одна из гениальных идей будущего президента). А досталась ему девица из числа аутсайдеров – физически не слишком развитая барышня из… конечно, злополучного Двенадцатого. Яркая внешне, но навыками выживания не владеющая совершенно певичка по имени Люси Грей из бродячего ансамбля, по несчастливой случайности застрявшего в шахтёрском дистрикте и так в нём и оставшегося. Голос хорош, характер – не очень. Мстительная, хитрая, жестокая и скрытная, для меня эта героиня так и не стала понятной на протяжении всего романа. Актриса, так и не показавшая своего истинного лица, взбалмошная и скорее неприятная, не вызывала она ни сочувствия, ни интереса. Малограмотная выскочка с очень высоким самомнением – ни слова в простоте, всё с недомолвками и подковырками, и чаще всего иносказательно, в виде вызывающих песенок.
Но уж очень наш Сноу хочет выиграть – ведь лучшему ментору, чей трибут победит, достанется шикарный приз – полностью оплаченный курс обучения в Университете (у самого Кориолана такой прорвы денег точно нет и не будет). А потому он готов на всё ради того, чтобы протащить свою протеже в победительницы. В ход пойдёт всё, до чего ушлый школяр может дотянуться – и изменения в правилах, и ненароком полученная инсайдерская информация, и откровенная лесть, и пошлый пиар, и даже банальный яд, переданный тайком. Так что совершенно неудивительно, что в итоге всё у Кориолана получилось. Правда, на его стороне, похоже, было и провидение, уж больно гладко всё складывалось. А вот во вспыхнувшее между ним и его подопечной чувство совершенно не верилось – неоткуда было ему взяться, да и не способны они оба, как мне кажется, на искреннюю любовь.
Люси Грей играет на публику, Кориолан вроде бы и правда увлечён, но его влюблённость моментально превратится в ненависть, как только дело коснётся его собственной безопасности. И парень, готовый отринуть свою прежнюю жизнь и навсегда бежать с любимой в северные леса, хватается за автомат, лишь заподозрив, что она способна раскрыть его неприглядные секреты. Любовь, однозначно…
Смущали и временные несоответствия. Сноу по сюжету никак не меньше восемнадцати, а последняя часть трилогии происходит в семьдесят шестую годовщину начала Голодных игр, так что дедуле уже как минимум 84 года. Простите, но в таком возрасте править жесткой рукой уже, мягко говоря, сложновато просто в силу человеческой физиологии. А бедняжке Тигрис, тоже в «Сойке-пересмешнице» засветившейся, и вовсе под девяносто? Ладно, о здоровье президента, возможно, пеклись лучшие капитолийские врачи, но как давно вышедшая в тираж стилист в подобном возрасте ещё может помогать мятежникам, для меня загадка. Впрочем, та ли это самая Тигрис, прямо нигде не сказано, так что, возможно, это я уже придираюсь.
В общем, я ожидала большего. «Голодные игры», при всех их недостатках, покорили искренностью и честностью. Китнисс и Пит с их «real or not real» навсегда в моём сердце. А о Кориолане и его Люси Грей я забуду через пару дней. Спасибо, хоть стала понятна страсть президента к розам, тяга к ядам и ненависть к сойкам-пересмешницам и Двенадцатому дистрикту, от которых так в своё время доставалось мисс Эвердин. А в остальном это ненужная и натужная история, без которой вполне можно было бы и обойтись.
1193,7K