Рецензия на книгу
Девственницы-самоубийцы
Джеффри Евгенидес
Аноним29 ноября 2020 г.Мы и они
Каких только эпитетов я не прочитала и не услышала по поводу первого романа Евгенидиса. Больше нелестных. Хорошо, что после того как закрыла книгу. Это тот случай, когда я понимаю, почему книга не заходит и вызывает отторжение, она просто не может всем нравиться. Как Маркес, которого я в упор не понимаю, - либо твое, либо не твое. Для меня история сестер Лисбон стала обволакивающей мглой, погружаться в которую страшно, мерзко, сыро, холодно, но что-то тебя подталкивает, какой-то извращенный червячок нашептывает, что надо, надо перелистнуть страницу и понять, что происходит за грязными окнами дома. Жаль, что понять так и не удается.
Прием, которого я не встречала больше нигде, - рассказ от имени обезличенного, точнее собранного из многих лиц, "мы" о таком же пятиликом "они". Выхватываемые то светом фонарика, то огоньком сигареты, то бликами дискошара отдельные лица исчезают также быстро, как и появляются. Мы так толком и не узнаем ни рассказчиков, ни предмета их рассказа. Это напоминает один из эпизодов книги, когда "мы" пытаются рассмотреть "их" в телескоп, увидев лишь композицию отдельных фрагментов тел, частей одежды, предметов мебели. Общая картина ускользает. Ответ на вопрос "почему?" не находится. Может они просто не хотели жить? Может это действительно вирус, против которого у кого-то нет иммунитета? Почему четыре девушки сначала добровольно хоронят себя, а потом добровольно лишают себя жизни?
Для меня книга останется гимном (если такое слово вообще применимо) безразличию, которое убивает, которое не замечает, которое старательно запихивает в рамки привычных клише, то что не лезет уже ни в какие рамки. Были ли девочки нормальными подростками - да, если подростки вообще могут быть нормальными, могли ли они выжить в заданных условиях - да, если бы захотели, а почему не захотели - на этот вопрос автор нам не отвечает, даже не намекает на ответ.
Очень ярко в памяти запечатлелся зарисовка греческой бабушки одного из "мы" (фамилия и биография автора заставляют задуматься о прототипе) - живущей в подвале старой гречанки, вся жизнь которой сосредоточилась вокруг фрагмента старого фильма и неба на открытке. Сколькие из нас живут эпизодами и фрагментами, не замечая большего - самой жизни?
19585