Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Моби Дик, или Белый Кит

Герман Мелвилл

  • Аватар пользователя
    bookfriendlyc28 ноября 2020 г.

    Я человек, я слаб, но я готов сразиться с тобой, суровое, призрачное завтра!


    Генри Мелвилл - классик американской литературы. И уникальное её явление. Он смог создать эпическое произведение на тему китобойного промысла. Роман, надо сказать, крайне познавательный - помимо основного, прямо сказать, романтического сюжета, есть и обильный нон-фикшн. Нехудожественные элементы грамотно вплетены в тело романа, откуда мы очень много узнаем и о китах, и о китобоях. Ощущение, что, время от времени, изучаешь энциклопедию. За это Мелвиллу спасибо. Когда читаешь, к примеру, Лондона, ты вынужден смотреть в справочники или Википедию, чтобы расшифровать термины. Мелвилл не утруждает читателя, обстоятельно объясняя, что к чему.

    Основной вопрос - почему сюжет о погоне за хитрым белым китом так цепляет? Честно говоря, ответа у меня нет. Но я попробую размышлять и, может быть, немного приблизиться к загадке этого произведения. Для публики XIX века "Моби Дик" прошел мимо и, только спустя почти 70 лет был переоткрыт. Это произошло в 20-е годы XX века, в США. Ревущие двадцатые, послевоенный период, когда бурным цветом расходится искусство, возникает джаз, ар-деко, кинематограф со звуком и радио. Это время синтеза технологий и искусства. Литература встречает "потерянное поколение" с Фицджеральдом, Хемингуэем, Фолкнером. Эпоха подъема и оптимизма.

    Мелвилл использует интересный ход, сужая мир до границ одного корабля. Так, что даже другие китобойные суда кажутся какими-то внеземными. Это такой своеобразный анти-эпик. В границах мира, очерченных пределами корабля и океаном, куда могут дотянуться вельботы, и происходит действие романа. Возможно, в этом и нашли что-то свое литераторы 20-х годов.

    Роман насыщен символами, отправляющими нас к религиозно-духовным смыслам. Китобойное судно "Пекод", сам по себе представляющий отдельный мир, наполняется почти мифическим содержанием. Поэтому ему и нужно сразиться с таким же легендарным чудищем. Чувствуется архетип героя во всем этом, отрезок его пути. Имена героев тоже символичны.

    Рассказчик, от лица которого ведется повествование, Измаил, - необычное имя для американского матроса. В Ветхом Завете Измаил - сын Авраама и рабыни Агарь, основателя племен бедуинов. В исламе Исмаил считается пророком. Он - начало чего-то нового, финал чего-то завершившегося и одновременно - связь старого и нового мира.

    Капитан "Пекода" Ахав, тоже ветхозаветное имя. По Библии, Ахав был седьмым царем Израиля, которому противостояли пророки (Третья книга Царств). Он был нечестивым царем. Именно он установил культ Баалу и поклонялся золотым тельцам. Капитан Ахав, как и израильский царь, бросает вызов тому, кого он не может победить, обрекая себя на поражение.

    Символична и встреча с полусумасшедшим матросом Илией, предостерегающем героев перед отправлением в плаванье на "Пекоде". Так же, как проповедовал пророк Илия в царствование Ахава.


    – Вы нанялись туда? – повторил он свой вопрос.
    – Вы имеете в виду судно «Пекод», полагаю? – переспросил я, стараясь выиграть немного времени, чтобы получше его рассмотреть. Да, – ответил я, – мы только что подписали там бумаги.
    – Оговорено ли в бумагах что-нибудь касательно ваших душ?

    В самом начале романа пастор Мэппл проихносит проповедь об Ионе во чреве кита. Она становится той необыкновенной жизненной энергией, которая проносит нас через роман. Сам пастор и его приход довольно-таки колоритны и представляют синтез католицизма и морского дела.

    Наконец, Измаил спасается сначала на гробе, а потом его подбирает судно "Рахиль". И снова отсылка к Ветхому Завету - Рахиль символизирует мать, сострадающую своим детям. Плач Рахили по потомкам - одновременно и скорбь, и надежда. Корабль, спасший Измаила, знаменует нечто подобное.
    Остальную символику оставлю за бортом. Поищите, ее там очень много.

    Ахав, да и весь экипаж Пекода уподобляется тому самому ветхозаветному Ионе, пробывшему во чреве кита три дня и три ночи:


    Горе тому, кто льёт масло на волны, когда Бог повелел быть буре! Горе тому, кто стремится льстить, а не устрашать! Горе тому, кому доброе имя дороже добродетели! Горе тому, кто бежит бесчестия в этом мире! Горе тому, кто отступится от истины, даже если во лжи – спасение!

    Кит тянет на дно, и никто, кроме самого Бога, не может спасти их, новых грешников. Ахав не смог пойти по пути Ионы, и в этом предостережение.

    Ахав не смирился, не раскаялся и не поверил. Он одержим жаждой мести. Белый кит - олицетворение природы, это сам океан. Он показывает, что может произойти, если природа решит ответить.

    Последняя тема - противостояние Ахаву со стороны старпома Старбака. Именно в его честь была названа кофейная корпорация Starbucks. Он представляет собой то рациональное, что есть в человеке. Борьба, надо сказать, разворачивается нешуточная. Управляемый инстинктами Ахав и рассудительный Старбак. Преимущество оказывается на стороне капитана, и это приводит к гибели. Здесь тоже можно поикать смыслы. Человек обречен на гибель, когда голос разума остается глух.

    В общем, роман обязательно нужно читать. В одной руке "Моби Дик", в другой - Ветхий Завет. Читать вдумчиво, обнаруживая скрытые смыслы, неизведанные значения.

    12
    1,5K