Рецензия на книгу
Школа добродетели
Айрис Мёрдок
panda0071 июля 2012 г.Айрис Мёрдок убийственно не везёт в России. Мало того, что многие её романы долгое время не переводились, сейчас их переводят так, что грешным делом подумаешь, может, лучше бы не трогали? Впрочем, о переводе в конце, сейчас о романе.
Я часто сталкиваюсь со мнением, что герои Мёрдок не похожи на обычных людей. Не похожи, но ровно настолько, насколько люди не похожи сами на себя, настоящих. Если бы люди имели побольше смелости и меньше обращали внимания на социальные нормы, то как раз герои Мёрдок и получились бы, в чистом виде. Герои Мёрдок – это наши воплощенные страсти, страхи, верования и сомнения. Её герои всегда в поиске, почти всегда неудовлетворенны жизнью, они мечутся, жизнь раскидывает их и снова сталкивает. Не таковы ли наши потаённые мысли, а если не мысли, то хотя бы сны?
В «Школе добродетели» больше всего поражает, насколько люди отказываются брать на себя ответственность за собственную жизнь. Насколько они ждут помощи со стороны – Эдуард от отца и Брауни, Мадж от Томаса, Гарри и Стюарта, Гарри от Мадж и так по кругу. Как будто придёт кто-то и решит все их проблемы. И цель жизни – найти этого кого-то. А он всё не находится, и не находится. Все словно большие дети ищут абсолютной любви, которая придёт извне. Либо напротив, как Томас, отгораживаются от мира невидимой стеной. Не видя сквозь эту стену реальности, не замечая, как жизнь рушится.
В итоге складывается впечатление, что помочь кому-то практически невозможно, зато разрушить чью-то жизнь – проще простого. Впрочем, пораженье от победы ты сам не должен отличать.А теперь несколько цитат на сладкое.
Появляется герой:Стюарт отличался порывистыми движениями и неловкостью, как слон в посудной лавке, но при этом он производил впечатление на окружающих.
Мужчины вообще в этой книжке производят впечатление:Его разум совершал сложнейшие и интуитивные фигуры умственной акробатики.
Он почувствовал дыхание одиночества, повеявшее на него со стороны девушки, и испугался.
Женщины же выделяются только предметами туалета и странной внешностью:вечерняя юбка из черного атласа, на ходу производившая шорох
Бледное лицо было чрезмерно крупным и голым, не защищенным ни косметикой, ни красивой прической, ни обаянием.
Отношения между ними своеобразные:Томас довольно давно знал ее профессионально
И вообще, дело происходит на деревенской завалинке:Женщины посмотрели друг на дружку.
37173