Рецензия на книгу
О дивный новый мир
Олдос Хаксли
Fortuman30 июня 2012 г.Роман Хаксли это антиутопия. Не случайно, что именно в 30-е годы появляется огромное количество текстов в этом жанре. Все потому, что автор антиутопии пишет про сегодня. Он описывает то, что видит в современном ему мире и доводит до абсурда. Отличительной чертой является то, что все антиутопии слабы, как литература. Ну я по крайней мене не встречал сильных с литературной точки зрения антиутопий. Есть такая аксиома: автор, говорящий об идеологии - плохой автор. А идеология, это как раз и есть то, ради чего антиутопист садится за письмо. Возможно, кто-то назовет сильную в литературном плане антиутопию, буду только рад почитать такую. Так, засим заканчиваю с умным лицом рассказывать то, о чем и так все знают.
В глаза бросается та самая "слабая литературность" романа. Хаксли как будто нарочито ее подчеркивает, превращая из недостатка, в прием. Начинается он с того, что обустройство мира рассказывает лектор студентам, и заканчивается с философской лекции, которую выслушивает Дикарь. Все вопиет "смотрите, я не заморачиваюсь над литературщиной". Героев, кстати всюду окружают назойливые лекторы. Будь то смотритель резервации, будь то директор. Старшая сестра в больнице даже расстраивается, когда ее лекцию не хотят слушать.
Формально буду стараться избегать спойлеров, вдруг кто-то не знает сюжета, поэтому лучше немного об идеологии, от которой отталкивается Хаксли, выстраивая свой дивный мир.
Философия потребления. Если раньше, человек и вещь имели между собой какую-то связь, шкура медведя на воине не просто одежда, это символический атрибут. То сейчас (под сейчас можно понимать и время Хаклси и наше и время действия романа) этих связей нет. Порвалась одежда - купи новую. Сломалась ручка - купи новую. Надоел сексуальный партнер - заведи нового. "Ты встречаешься с ним уже 4 месяца и больше ни с кем - это не прилично!" - говорит одна героиня другой.
Фрейд. О чем говорит нам Фрейд? Правильно, о том, что мы хотим убить отца, и жениться на своей матери. О том, что только в борьбе с табу, выстроенных над человеком - рождается личность. Если говорить грубо. Значит нужно снять все табу, нужно сделать так, чтобы человек ничего не хотел - и тогда не будет проблем, и личности. Секс оказывается совершенно доступным, не наступает фазы отсрочки, в которой начинается какая-либо внутренняя борьба от невозможности реализовать желание. Сказка же, пришел к даме, сказал давай - и получил. Без наших этих с вами дурацких первобытных выплясываний с разговорами, кино, ресторанами и цветами.
Это две базовые вещи, что прямо бросаются в глаза. Итак, что же представляет собой мир романа? Все люди поделены на касты, которые разделяются внешне и умственно. Альфы самые высокие, красивые и умные, беты, пониже, поглупее и т.д. Каждая каста выполняет работу, соответственно своим возможностям. А возможность в этом мире равна и потребности, запрограммированной долгими годами воспитания. И опять же прелесть. Никаких тебе жопоруких китайцев, шьющих ужасную по качеству одежду, никаких жирных тупорылых начальников, и никакой в тебе самом неудовлетворенности от того, что ты хочешь большего.
В центре повествования оказываются персонажи не такие как все. Например Бернард Маркс, который хоть и альфа, но немного меньше и некрасивее всех альф. Из-за этого у него начинается невроз, потому что женщины ему отказывают, все за спиной шушукаются, что в инкубаторе ему по ошибке добавили немного спирта в кровь, и потому он вышел похожим на бету. Именно эти, выделяющиеся персонажи вносят дестабилизацию в жизнь общества. Не буду распространятся о всех перипетиях сюжета и важных и интересных эпизодах. Скажу только, что они есть :)
Мир, созданный Хаксли, пожалуй наименее страшный. Замятин и Оруэлл в этом плане гораздо большие мастера ужаса.
В финале мы ждем, что героев-бунтарей уничтожат или переделают, оказывается, что их всего навсего отправляют на острова к другим таким же инакомыслящим, где они могут рисовать, писать, наслаждаться природой и вообще делать все то, что им запрещает модель государства. Прелесть же.Хаксли, как правый не мог не проехаться по советской тоталитарной машине, и потому у героев его встречаются сплошь звучные имена: Маркс, Энгельсина, Ленина (которая в русском переводе оказывается Ленайной). Ну и вообще, во всем мире угадываются те проекты, которые пытались запустить у нас в 20-е годы.
В целом, роману не хватает той атмосферной жути, которая есть у его побратимов. Да, есть личная трагедия Дикаря. Но вот общей трагедии я лично не увидел. Не покидает подпольного ощущения игрового характера текста. Возможно оно просочилось без воли Хаксли, который все-таки успел в 20-е годы написать пару модернистских текстов.
554