Рецензия на книгу
Жизнь и время Михаэла К.
Дж. М. Кутзее
Аноним20 ноября 2020 г.В сущности я понимаю, чего добивался автор. Показать нелепость, жестокость и равнодушие войны и, в меньшей степени, но всё же, военной иерархии. В сущности, ему это удалось. Беда в том, что если устранить первую половину книги, роман не пострадает. Тогда на кой ляд вообще нужны эти страницы?
Гг у автора – слабоумный. В самом начале это ещё не понятно, потом начинают настораживать скупость его действий и минимум мыслей, и уже с раздражением думаешь о нём: «ты что, совсем тупой?». Потом понимаешь, что да, совсем: чтобы прожить год без людей и не тянуться при этом даже к чуждому тебе человеку, нужно либо иметь богатейший внутренний мир, либо быть умственно отсталым и попросту не видеть в ситуации проблему.
Гг не видит проблему даже тогда, когда умирает от голода, отказываясь есть. Он, видите ли, не может есть в неволе. Он, видите ли, неподвластен инстинкту самосохранения. Хорошо. Я понимаю, что это следует воспринимать как метафору. ГГ олицетворяет собой абсолютное несогласие с войной и частной собственностью, последнее даже в ущерб себе. Но ни один читатель не может стать на его сторону, ибо ни один здравомыслящий не соотносит себя со слабоумным. Это стратегический просчёт автора. Просчёт – описывать на протяжении двух третей произведения идиотские действия гг и его мысли (которых нет).А кто у Кутзее кроме гг в произведении? Есть врач, искренне приносивший клятву Гиппократа. Этот врач, пожалуй, тоже ненормальный, потому что столкнувшись с персонажем, он проникается такой человеческой любовью к этому умственному уроду, что в какой-то момент его восторги незаметно переливаются в буйные фантазии помешанного. Обращать многостраничные оды к умственно отсталому, убедившись, что он не понимает ни одного твоего слова, это, знаете ли, перебор…
С эволюционной точки зрения гг – тупиковая ветка. Рождённый глухим видит и понимает, рождённый слепым слышит и понимает, но рождённый без мозгов сам себя ликвидирует. В гг 35 кило, он похож на жертву концлагеря, врач всеми силами пытается его спасти и заставить есть, а после всех отказов обожествляет идиота.
Я до сих пор веду споры с рядом людей по поводу того, что Янагихара не выжимает слезу и не давит на жалость, а наоборот. Кто же пытается (безуспешно, впрочем) добиться жалости к своему персонажу – так это Кутзее. Противоестественно жалеть того, кто сознательно идёт к смерти. Невозможно сочувствовать. Это не самоубийство, самоубийцы – забитые реалом обозлённые люди, у них есть мотивация, в отличие от этого персонажа. Он же родился, чтобы не жить, для него жить противоестественно.Если бы Кутзее не отнял мозгов у гг, нормальная бы книга получилась. Я не люблю читать про дураков, но дело не в этом. Дело в том, что механизм с метафорой в данном случае не работает. И даже горячо любимая мной Ерисанова не спасла положение. Ерисанову я люблю без памяти, без оглядки, по привычке и от всего сердца, исполнение у неё всегда немного морализаторское, как правило, всякая книга чему-то учит, и Ерисанова усиляет эти моменты. Эта же книга не учила ничему. Поэтому здесь не было возможности проявиться этой морализаторской чёрточке, билась она как птица в клетке, не находя себе выхода. Вроде хорошо, да, придраться не к чему, но я-то знаю, что это лишь тень, часть от того, что представляет собой Ерисанова.
7597