Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Западня для Золушки

Себастьян Жапризо

  • Аватар пользователя
    Аноним20 ноября 2020 г.

    В начале двухтысячных по телевизору крутили сериал “Охота на Золушку” по произведениям Виктории Платовой, главная героиня которого — красотка, хакер и суперсолдат — лихо разделывалась с разнообразными криминальным элементами. В одной газетной статье того времени сериал сравнили с детективом “Западня для Золушки” Жапризо: схожие названия, потеря памяти и пластические операции, в результате которых героини получали новую внешность. Из-за этого нелепого сравнения, я долгое время считала “Западню...” бойким триллером, с погонями, перестрелками и ниндзя. А получила изящный, неторопливый, камерный детектив, утонченно порочный и полный завораживающей недосказанности. Кем является главная героиня — пациентка без памяти, черты лица и отпечатки пальцев которой уничтожил пожар? Ми, красавица и наследница огромного состояния, или её подруга детства До? Окружающие утверждают, что она — Ми, что До погибла в огне, но ведь они могут ошибаться. Или сознательно лгать?

    Признаюсь, в первую очередь мне хотелось проверить, настолько ли книга интригующая, как о ней писали. Я полагала, найти разгадку будет несложно: две девушки — это ведь не десять человек на острове и не двенадцать пассажиров в вагоне поезда, застрявшего в снегах. Либо одна, либо вторая — слишком просто для хорошей интриги, разве нет? Но автор сумел заставить сомневаться и до самого конца продолжал подкидывать доводы в пользу то одной версии, то другой. Только в заключительном абзаце появилась однозначная подсказка, кем же была главная героиня. 

    Но как бы странно это ни звучало, именно подсказка в финале заставила снизить оценку. До последнего надеялась, что концовка останется открытой. Дело в том, что чем дольше я читала, тем сильнее чтение напоминало наблюдение за насекомыми в инсектарии — любопытно, но как-то брезгливо и гадко. Было жаль главную героиню, вынужденную выбирать между Ми и До и мечтающую оказаться (а вдруг!) и не Ми, и не До, а кем-то другим, кем-то третьим. Ну или хотя бы навечно остаться в милосердном неведении. Тяжело читать книгу, в которой нет ни единого положительного персонажа...

    Кроме того, открытый финал оправдал бы и любые недосказанности в сюжете: они были бы и стилистически обоснованы, и закономерны. Но если личность главной героини Жапризо в конце концов раскрыл, то почему бы тогда не дать ответы и на другие вопросы? Например, историю Жанны автор (наверняка, намеренно!) очертил одними намеками, вскользь, предоставив читателю возможность самостоятельно додумывать причины её поступков.

    Что ею двигало: страсть, ревность, зависть? Или просто месть женщины, которая сама мечтала стать Золушкой, но была вынуждена уступить место новой фаворитке?

    А крестная Мидоля — Сандра Рафферми, тётка Ми, владелица обувных фабрик, Мефистофель, развращавший души мечтами о таком близком богатстве. Кто она — только ли богатая самодурка, из прихоти разрушившая три жизни? Или было всё-таки что-то большее в этой определенно незаурядной женщине, сумевшей пробиться к успеху и, возможно, что-то да понять о людях? 

    Думаю, если бы Жапризо взялся отвечать на эти вопросы, то могло бы выйти что-то очень внушительное и глубокое, о страстях, недолюбленности, детских травмах привязанности и бесконечном одиночестве, спасение от которого не купить и за деньги. Ну или я опять многого хочу и требую от книги быть чем-то большим, чем просто занятным и хорошо написанным детективом.

    9
    570