Рецензия на книгу
Западня
Эмиль Золя
Аноним19 ноября 2020 г.Как же больно читать книги 19 века и понимать, что проблемы у людей всё те же. В 1876 году Золя писал о том, что я вижу сейчас. И это очень грязно, натуралистично и убедительно. Возможно, чуть подрос наш уровень жизни, но остались люди, которым по кайфу жить в этой мерзости.
Молодая Жервеза живёт на грязной парижской окраине и уже успела обзавестись прицепом, как сейчас модно говорить. Родила двух мальчиков, мужа нет, но есть отец её детей, сожитель Лантье, который приходит, когда ему хочется, и не очень-то помогает по хозяйству. Жервеза корячится в прачечной, чтобы и комнату снимать, и семью кормить, а Лантье оказывается альфонсом. Другая бы на её месте порадовалась, что избавилась от нахлебника, но здесь включается философия, которую я часто встречаю у современных женщин: “Пусть гуляет и бьёт, зато свой, родной, всегда ко мне возвращается”.
Довольно быстро Жервеза встречает другого, вроде приличного кровельщика Купо, выходит замуж. Наконец-то всё наладится? Дальше без спойлеров, но о тяжкой женской доле вы прочитаете в книге не раз.
У книги символичное название: так называется кабачок, где герои выпивают. Это и приводит их в жизненную западню. И вообще тема алкоголизма в книге — одна из ведущих. И у меня слишком триггерило от неё. Золя в своих романах часто ставит в центр какую-то страсть человека, и здесь это алкоголь.
Ещё один мой триггер, встречающийся в книге, — это еда. Золя довольно подробно показывает нищенский быт и не раз подчёркивает, насколько герои голодают. Жервеза думает о еде бесконечно, и если уж ей случается хорошенько покушать, то описывается это сочно и во всех подробностях.
Золя очень критиковали за то, что он показывает жизнь бедняков. Мол, никакой эстетики в этом, зачем вообще о таком писать, кому интересно. Это сейчас русскоязычный youtube заполонили видео о бомжах, алкашах и других маргинальных элементах. Миллионы просмотров, люди будто в зоопарк ходят. Есть хорошие ребята, которые бомжам помогают и делятся этим, но довольно велик и тот сегмент youtube, где молодые ребята разными способами унижают спившихся мужчин и снимают на видео ради заработка.
У Золя в показе парижского дна были свои цели, в том числе социальные. Он понимал, насколько важно открыть людям условия жизни простых работяг из низов. Объяснить, что довольно часто люди спиваются и теряют человеческий облик только потому, что изначально их происхождение не даёт добиться чего-то большего. И в этом проявляется один из основных признаков литературы натурализма: у героев таких произведений просто нет выбора. Их судьба детерминируется окружающей средой и наследственностью. Как говорится, от осинки не родятся апельсинки.
При этом Золя не занудствует, не играет роль морализатора и не пытается очернить людей. Мол, ты, алкаш пропащий, что с тебя взять. Он лишь подробно описывает, какой путь прошёл персонаж от добропорядочного гражданина до алкоголика. Читателям остаётся лишь наблюдать и делать свои выводы.
Можно сказать, что в “Западне” есть даже элементы производственного романа, который нам отлично известен по творчеству Артура Хейли. В романе Жервеза решает вывести занятие стиркой на новый уровень и открывает собственную прачечную. Золя описывает устройство этого дела, показывает, с какими трудностями встречается героиня. Ты будто и сам побывал в этом душном помещении, пахнущем мылом и разгорячёнными женскими телами.
Золя один из моих любимых авторов, и его книги всегда вытрясают из меня всю душу, что я потом ещё несколько дней хожу и перевариваю это. И самое страшное, когда я вижу героев из его романов на улицах родного города. Вот так литература и проходит проверку временем. И спустя почти 150 лет остаётся актуальной и трогает за живое.
19589