Рецензия на книгу
Приключения Тома Сойера
Марк Твен
Аноним19 ноября 2020 г.Хороший-плохой-злой
Очень странное впечатление от книги, я рассчитывал абсолютно на другое. Марк Твен удивил меня. Надо отдать должное языку – шикарный перевод К. Чуковского и Н. Дарузес, мягкий слог, волшебный язык, смакование отдельных слов – «козырять» вместо «выпендриваться» - витиевато, но впечатляет. Абсолютно доступное и интересное изложение для детей. Дальше – хуже. Книга из серии «Лучшая классика для девочек». Я теряюсь в догадках – почему для девочек? Что за гендерное неравноправие? Бекки, наиболее часто упоминаемая девочка на страницах книги, не раскрыта как персонаж вообще – просто «прекрасная дама» нерыцаря Тома, безо всякой индивидуальности. Фактически выполняя роль главной героини романа, Бекки Тэчер на самом деле персонаж второстепенный – абстрактная хорошая девочка. Далее – беда с примечаниями. Примечания редакции в книге перемешаны с примечаниями самого Марка Твена и если поначалу авторство примечания прописывается, то потом и на это забивается, и современные девочки узнают, что в Америке до наших дней над неграми производится суд Линча… Прекрасно!
Томас Сойер. Единственный персонаж книги, которому автор уделил должное количество внимания, с некоторыми оговорками. Объёмный характер – предприимчивый мальчик, находящий финансовую выгоду даже в принудительных работах по покраске забора; колет мальчишек булавками; не думает о последствиях своих поступков, не думает вообще. Сначала делает, а потом не думает. Бездумный побег из дома и триумфальное возвращение на свои похороны – что это вообще? Безобидная выходка? Я так не считаю. «Вещий сон» Тома и скупка разноцветных билетиков для получения приза – Библии Доре за знание более 2000 цитат из Священного Писания. Почему и Том и директор вообще не подумали? Достойное наказание (позорное разоблачение) воспоследовало… за отсутствие мозгов. Том мутузит мальчишек, чтобы привлечь к себе внимание приглянувшейся девочки (надо сказать, что Бекки делает то же самое, чтобы позже привлечь к себе внимание Тома). Боится кары Божьей в буквальном смысле – не потому что совершил плохой поступок, а потому-что за это его шандарахнут молнией. Переполнен кучей суеверий, которых боится. Чтобы не пострадать от злобного индейца, готов не свидетельствовать в защиту невиновного. В последний момент, правда, одумывается и не выдаёт при этом Гека Финна.
Как Том стал таким? У него – счастливое детство, в семье его любят и заботятся о нём. Сид и Мэри – не такие. Для меня показателем хорошей детской книги в детстве и сейчас был ответ на вопрос – хотел бы я ребёнком дружить с главным героем? С Томом – однозначно – нет.
Том не исправляется на протяжении истории, но кроме нехорошего, в нём намешано всякого. Он спасает невинно осуждённого за убийство Меффа Поттера, получает розги от учителя за порванную книгу вместо Бекки, благодаря его выдержке Бекки и Том чудом выходят живыми из пещеры, Том делит найденные сокровища с Геком и вводит его в общество. Правда, Гек ему за это спасибо не сказал, отнюдь… Что делает Гека привлекательным персонажем и возможно «Приключения Гекльберри Финна» мне понравятся много больше. Том играет с ребятами в Робин Гуда, пиратов и разбойников. Но игры эти только общими словами упоминаются, нет такой детальной проработки, как у войны алой и белой розы у Астрид Линдгрен в «Приключениях сыщика Калле Блюмквиста», например. Да и цели у Тома другие – бесшабашная жизнь, романтика преступности, лёгкое обогащение. Том Сойер – сорванец, но не добрый.
Наверное, Том Сойер – это «наш американский ответ» Оливеру Твисту и Гаврошу. Так вот, ответ этот мне не понравился. Марк Твен глумится над морализаторством, пуританизмом с его фальшью. Возможно, делает это весьма неплохо и остроумно. Но, так же, возможно, с грязной водой из «литературного тазика» выплёскивает и «литературного младенца». Надо срочно перечитать Оливера Твиста и историю о Гавроше. Вспоминается ещё «Ким» Киплинга. Мне кажется, всё дело в пресловутом психологизме. В очередной рецензии процитирую несравненную Лидию Гинзбург (та же цитата):
К середине XIX века в литературе положительный герой перестал быть добродетельным человеком.Одно дело, когда это касается взрослых, тут можно поспорить, но когда это касается детей…
405,6K