Рецензия на книгу
The Wicked Deep
Shea Ernshaw
Аноним17 ноября 2020 г.Знаете, есть такие книги, о которых после прочтения чем больше думаешь, тем хуже они становятся. "Коварная Бездна" - одна из таких. Здесь столько всего неправильного, что задаёшься вопросом, а действительно ли она была написана в 2018-ом году?
Если вы берётесь за "Коварную Бездну", ожидая хоррор про проклятый приморский городок, то спешу вас разочаровать. Несмотря на то, что первую половину Ши Эрншоу искусно маскирует своё произведение под ужастик с мрачной атмосферой, покровы довольно быстро снимаются, и приходит осознание, что всё это время мы читали сказку о любви, пускай и довольно меланхоличную с горько-сладким финалом. И в сказках нет ничего плохого. Но автор приплела ещё и мелодраму из самого дешёвого хозяйского мыла. Сказки и мелодрамы довольно плохо сочетаются. Не то чтобы их смешать органично невозможно, но это довольно сложно. У г-жи Эрншоу, из-за неопытности, скорее всего, не вышло.
Городок Спарроу в штате Орегон, помимо своей геолокации, мало чем отличается от других вымышленных маленьких городов сельского типа, в которых происходит всякая хренотень. Примечателен он лишь из-за легенды о невероятно красивых сёстрах Свон, которых обвинили в ворожбе, порче, приворотах, подкидыванию иголок на чужие пороги, и чем там ещё гадалки из сериалов на ТВ3 занимаются. Сестёр утопили, и теперь вот уже двести лет они вселяются в тела трёх девушек и топят местных молодых парней.
Пенни Талбот, вместе с остальными жителями Спарроу, уже привыкла так жить. Но тут в город непонятно зачем приезжает паренёк Бо. Так как бедолаге негде жить, Пенни селит его у себя, и они вместе занимаются садоводством, пока вокруг происходят убийства. Но и у Пенни, и у Бо есть секреты, которые могу погубить эти отношения.
Первую пару глав выносит атмосфера. Город с его недружелюбными относительно чужаков жителями и ревущие морские пучины, плюс, летающую в воздухе апатию и безнадёгу довольно легко визуализировать. Однако, позже описания и эпитеты стали повторяться, что вырывало из повествования.
Сразу понятно, что это дебют. Г-жа Эрншоу была не до конца уверена в своих способностях, и это чувствовалось. Например, одним из важных сюжетных моментов является раскрытие того факта, что на самом деле большую часть истории мы воспринимали не через Пенни, а через одну из сестёр, Хейзел, которая влезла в её тело. Как сделать так, чтобы твист сработал, а читатель не заметил бы подвоха заранее? Книга ведь от первого лица, мысли девушек должны отличаться. Автор не смогла придумать ничего лучше, кроме как сделать и владелицу тела, и паразита, серыми и картонными до невозможности. А Бо так и вовсе сделан из бумаги, причём туалетной, которую в метро продают по самым низким ценам.
Ещё одна вещь, которая выдаёт Ши Эрншоу как автора-дебютанта — не следование правилу "показывай, а не рассказывай". И если во флешбеках про сестёр это ещё можно было принять, то такое же отношение к любовной линии явно не идёт ей на пользу. А ведь книга в первую очередь на ней и завязана, а не на охоте на ведьм или проклятии, как можно было подумать. Большую часть "Коварной Бездны" Бо и Пенни/Хейзел занимаются восстановлением умершего сада. По идее, именно в этот период они начинают влюбляться друг в друга. Но нам этого не показывают. Все описания этого процесса (и садоводства, и влюблённости) сводятся к "сегодня мы выкорчевали два пня, теперь наша любовь стала сильнее на два процента". А если учесть то, что персонажи — это скорее марионетки на сцене кукольного театра, а никак не настоящие люди, то ситуация становиться и вовсе плачевной. Почему Бо влюбился в Хейзел? Почему Хейзел ответила ему взаимностью? Что вообще может быть общего у семнадцатилетнего парня и двухсотлетнего мстительного духа? Неужели за всё это время именно этот молокосос оказался самым неординарным из всех, кого Хейзел умудрилась утопить?
Не знаю было ли это намерено или нет, но в истории прослеживаются явные мотивы из "Русалочки". Не диснеевского мультфильма, а именно оригинальной сказки Андерсена. Основной темой истории было отсутствие у морского народа бессмертной души. Влюбившись в принца и обретя человечность, русалочка в финале эту самую бессмертную душу получает. И с Хейзел пытались сделать то же самое. Якобы, из-за любви к Бо, она вспомнила какого быть человеком, расхотела убивать. Г-жа Эрншоу очень хотела, чтобы мы симпатизировали Хейзел, но у неё не получилось. Я не хочу её жалеть, потому что автору надо было на максимум выкрутить градус мелодрамы и приписать ей все смертные грехи.На Хейзел убийство брата Бо, отца Пенни и ещё кучи парней. Хейзел три года подряд вселялась в тело Пенни и планировала забрать его себе окончательно.Я сочувствую, что она умерла молодой довольно ужасным способом, но это не оправдывает всех её мерзких поступков после смерти. Её кровожадные сёстры вызывают намного больше симпатии, ибо не строят из себя невинных овечек. Хейзел-же активно хочет выставить себя жертвой обстоятельств словно она была вынуждена убивать этих парней. Даже в пресловутой "Сирене", которою я вспоминаю исключительно в ночных кошмарах, этот момент обыгран лучше. Там всё довольно чётко: Океан даёт сиренам долголетие, вечную молодость и обеспечивает материальные нужды. Взамен, сирены должны топить корабли, потому что Океану надо есть. В случае сестёр Свон ни разу не было упомянуто, что ежегодные убийства являются обязательным условием проклятья. Так как Хейзел ни разу не пробовала не убивать людей, то нельзя с уверенностью утверждать, что у неё не было выбора. Поэтому её раскаяние в последний момент кажется фальшивым. Она просто боялась потерять Бо. Собственно, то что в конце она продолжает его преследовать в виде призрака это подтверждает.
Бо, на самом деле, тоже тот ещё фрукт. Влюбился в девушку, которую знает две недели, узнал, что на деле влюбился в паразита, который, для полного счастья,прикончил его брата. После того, как вышеуказанный паразит покинул тело, стал встречаться с его настоящей владелицей, но продолжает исправно ходить на могилу своей первой нематериальной возлюбленной и любит тоже её. Несмотря на мелодраматичность их любовной истории, Бо продолжает быть героем грустной сказки. А такие, как правило, любят своих благоверных до последнего вздоха. Он влюбился в душу Хейзел, а не в тело Пенни. Но остался в этом захолустье и встречается с последней, потому что ... Я не знаю почему. Потому что Хейзел так сказала?
Собственно, финальный момент, опять же позаимствованный у знаменитой сказки, где Хейзел жертвует с собой, завершая своё перевоплощение в человека, выбесил меня, во многом из-за того, как автор расставила акценты. Если в оригинальной "Русалочке" посыл был в том, что, несмотря на все жертвы главной героини, принц не обязан был в неё влюбляться, но она всё равно пожертвовала собой ради его счастья, то тут всё немного иначе. Хейзел не жертвует собой ради Бо или Пенни, она делает это ради себя. Она хотела доказать себе, что ещё не окончательно скатилась на дно, и не хочет жить чужой жизнью с ноющим чувством вины. Она даже пристроила Бо, дав ему добро на роман с Пенни. Смотрите, какая она хорошая!
Единственный персонаж, которого мне искренне было жаль — это Пенни Талбот. Мне толком не удалось узнать эту девушку, но судьбе её не позавидуешь, ведь она получила самые ужасные условия в договоре, который даже не подписывала. В её тело вселился паразит, который её же руками совершил кучу убийств. Паразит от её имени крутил шашни с каким-то левым парнем, а потом отдал ему Пенни в качестве утешительного приза. Её возлюбленный, смотря на неё, будет искать отголоски той, другой. Для полного счастья, Бо ещё и, пусть и по незнанию, изнасиловал её, пока та была в отключке (почему об этом никто не говорит?). И самое главное: она никогда об этом не узнает.
"Коварная Бездна" планировалась как грустная сказка о любви. Но на деле мы получили историю, в которой злодей, хоть он и умер в конце, всё равно побеждает.Содержит спойлеры331K