Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Квартал "Тортилья-Флэт" (аудиоспектакль)

Д. Стейнбек

  • Аватар пользователя
    Amid2908199224 июня 2012 г.

    Имя Джона Стейнбека фигурирует у меня на слуху уже около 5 лет. Разумеется, знал, что он является лауреатом нобелевской премии по литературе, также его книга «О мышах и людях» была любимой у Сойера, героя некогда любимого мной сериала Lost.
    Как-то разгадывал серьезный кроссворд в газете и наткнулся на следующий вопрос:

    «этот писатель был очень огорчен, узнав, что японские переводчики дали его знаменитому роману название «Сердитые изюминки». Напишите фамилию этого писателя?»

    Хорошо, что кроссворд был с ответами, и, увидев фамилию «Стейнбек», я сразу догадался, что речь идет о «Гроздьях гнева», ибо данное название приходилось слышать не раз. И я очень надеялся, что моё знакомство с этим автором начнется именно с «Гроздьев», но монетка распорядилась по-другому.
    Выбирая книгу для третей встречи нашего читательского клуба «Белокнижники», мы остановились на теме «Американская литература XX века. Быстренько пробежавшись по основным авторам, взяли Стейнбека. Выбор осуществлялся между «Гроздьями гнева» и «Кварталом Тортилья-Флэт» Подброшенная монетка, как я уже писал выше, помогла нам в принятии решения.
    Зачем я начал рецензию со столь длинного отступления, спросите вы, дорогой читатель? Во-первых, для того, чтобы показать давние подталкивания моей читательской судьбы к знакомству со Стейнбеком, А во-вторых, что ещё важнее, закончив чтение «Квартала», я понял, что автор повести завел меня в тупик. Изложение отвлеченных мыслей на бумаге всегда помогает мне выйти из подобных ситуаций. Теперь я нашел нить Ариадны и готов выбраться из лабиринта.
    Итак, на протяжении 80% повествования меня не покидало ощущение, что я читаю сатирическую сказку. Герои повести – откровенные недотепы без камня за пазухой с затуманенным вином рассудком, готовые пойти на всё ради дружбы и ради спасения утопающих. Конечно, за это им надо отдать должное, но Стейнбек явно переборщил с сатирой в описании их образа жизни. Попробую более полно выразить свое отношение к персонажам книги.
    1 Родился, получил образование, сделал карьеру, обзавелся семьей, а дальше, как по Макаревичу:
    «держался русла и теченье ловил
    Подальше от крутых берегов.
    Он был как все, и плыл как все, и вот он приплыл -
    Ни дома, ни друзей, ни врагов»

    Скучно, шаблонно, неинтересно? Возможно. Наблюдая за жизнью некоторых семейных пар в своем окружении, последнее время нередко думаю о том, что обременение себя узами Гименея – не такое уж большое счастье, как мне казалось изначально. Впадая в подобные размышления, я становлюсь ближе к героям Стейнбека и даже хочу присоединиться к ним, но потом сразу вспоминаю другой куплет всё той же замечательной песни Машины времени.: «
    Один мой друг, он стоил двух, он ждать не привык,
    И каждый день - последний из дней.
    Он пробовал на прочность этот мир каждый миг -
    Мир оказался прочней.
    Ну что же, спи спокойно, позабытый кумир,
    Ты брал свои вершины не раз.
    Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
    Пусть лучше он прогнется под нас»

    2 Полностью согласен с афоризмом Самуэля Джонсона:
    «Время и деньги — самое тяжкое бремя в жизни, поэтому самые несчастные из смертных — это те, у кого и того, и другого в избытке…»

    Истинность этой мысли ежедневно подтверждается в моей жизни. Когда в нашей семье было более шаткое финансовое положение, чем сейчас, еды на столе было меньше, но вкус её казался более насыщенным, существовало огромное количество блюд, считавшихся деликатесами, и готовились они только по великим праздникам. На сегодняшний день, садясь за новогодний стол, например, я уже не знаю, какое кушанье может реально меня порадовать. Отвратительное чувство! Такая же история и с подарками на День Рождения. Раньше мне всегда хотелось заказать нечто своим родителям. Сейчас раздумья над этим занимают ни один час. У меня есть практически всё из мира материального, но в целом в семье острейший дефицит духовных ценностей…
    Однако, несмотря на то, что в этой рецензии я открыто жалуюсь на существующий порядок вещей, читая Стейнбека, я понимал, что заливать алкоголем свою нищету, прибегать к воровству, ежедневно борясь за существование, подобно героям повести, мне бы хотелось ещё меньше, чем «плакать от богатства». Это как раз тот самый тупик, о котором я писал во вступлении.
    3 Смерть и похороны Денни – те эпизоды, которые разбавили общую сказочность повести. Я не получил однозначного ответа на вопрос: Почему Денни впал в безумие в конце книги? Возможно, его действительно тяготило владение собственностью, которой он не смог разумно распорядиться, возможно, причиной были любовные переживания, но скорее всего, в итоге он просто осознал бессмысленность своего существования. На миг даже захотелось провести аналогию между Денни и Иисусом. Он творил добро, жил для других, нелепо умер, а его друзья, словно Апостолы, разошлись по миру. Многие, скорее всего, посмеются над буйством моей фантазии, но держать мысли в себе смысла не вижу.
    Отдельно хочу остановиться на сцене похорон Денни. Казалось бы, большинство жителей квартала вели одинаковый образ жизни, а друзья Денни никогда не стыдились своей бедности, поэтому то обстоятельство, что они не решились проводить своего благодетеля в последний путь, кажется мне весьма удивительным. На мой взгляд, в финале повести автор как бы насмехается над своими героями, показывает читателю итоговую никчемность их жизни. Также удивило сожжение дома Денни в финале произведения. Казалось бы, друзья могли сохранить дом в память о Денни, обустроить его, начать жизнь с чистого листа. Однако они разбрелись разными путями. Странно и откровенно обидно. Хочется рассмотреть эту книгу в сослагательном наклонении. Очень любопытно, что же будет с каждым из друзей в отдельности? Сможет ли Пилон и другие извлечь уроки из произошедшего? Свежо придание, но верится с трудом. Однако всем им я желаю удачи, эти люди заслужили толику счастья в жизни, так как друзья стремились делать мир лучше и добрее, хоть и не имели достаточного количества ресурсов для этого.

    • Окончательные выводы. Повесть Стейнбека заставила меня пережить сложную гамму чувств. От веселья до грусти, от восхищения до разочарования, от парадоксального удивления до искреннего сострадания. Действующие лица вызвали массу противоречивых эмоций, но книга определенно понравилась, так как заставила задуматься о многих моментах своей жизни. Однако данное произведение на 80% осталось для меня сказкой, как я писал в начале основной части. Слишком уж наигранными кажутся образы, созданные Стейнбеком. Возможно, это связано с политической ситуацией тех времен, которую я не учитываю в силу своей недостаточной осведомленности. Надеюсь, обсуждение в книжном клубе поможет мне разобраться в белых пятнах, оставшихся после прочтения книги. К творчеству Стейнбека я однозначно вернусь хотя бы для сравнения стиля других его произведений с «Кварталом Тортилья-Флэт».

    P.S. напоследок с удовольствием выражаю благодарность монетке за достойный выбор.

    12
    55