Рецензия на книгу
Der Club der unverbesserlichen Optimisten
Jean-Michel Guenassia
Аноним15 ноября 2020 г.Если ты выжил, грех жаловаться на судьбу, это было бы оскорблением тех, кто остался там.Клуб неисправимых оптимистов был основан 30 мая 1956 года в Париже двумя мигрантами: Игорем Маркишем и Вернером Толлером. Они вместе с другими политическими беженцами собирались в кафе Бальто на пересечении двух бульваров, чтобы играть в шахматы, обсуждать последние новости и просто быть в кругу людей, кто понимает. Осень 1959го к ним присоединяется Мишель Марини, двенадцатилетний мальчишка, который сначала приходит играть в настольный футбол, а потом неожиданно сближается с немолодыми мужчинами с тяжелой судьбой.
Я читала эту книгу в первый раз почти 4 года назад. Тогда она мне очень понравилась. И вот я решила ее перечитать. Сразу скажу, что прежних восторгов у меня случилось, но книга все равно оставила положительное впечатление. Она написано легко, читается быстро из-за постоянной смены действия. Но на этот раз некоторые сцены показались мне излишне кинематографичными и неправдоподобными (например, сцены знакомства Леонида с Миленой или Мишеля с Камиллой). Потом я узнала, что Генассия до того, как начал писать книги, работал сценаристом на телевидение, и все встало на свои места. Кроме того, не могу сказать, что все "оптимисты" выглядели для меня отдельными живыми личностями. Скорее, они набор шаблонов, которые сливаются между собой в общей массе. Подобное ощущение у меня складывалось от второстепенных героев в "Тошноте" Сартра , который сам эпизодически появляется в романе Генассии. Не знаю, намеренно ли Генассия, уподобляясь классику, немного обезличивает своих героев или нет, но это заставило меня меньше им сопереживать. Хотя грек Грегориус просто бесподобен.
Но когда я дошла до последних двух глав, я вспомнила, что именно так меня потрясло в этом романе при первом прочтении. Автор, сохраняя легкость языка, рассказывает о страшных временах Сталинских репрессий устами винтика этой системы. Если до этого всю книгу повествование велось, в основном, о периодах жизни героев после эмиграции, то здесь он изнутри показывает, как работала эта машина убийств. Мне кажется, очень важно читать такие книги людям, которые ностальгируют по временам СССР, в которых они никогда не жили. Нужно помнить, что видимость славы и величия СССР построено не только на военных успехах, научных и спортивных достижениях, но и на крови огромного числа людей, кто погиб, осужденный, чаще всего несправедливо, как враг режима.
На поэтическую линию Генассию вдохновила история Мандельштама, чья жена учила его стихи наизусть, чтобы они не были уничтожены. Я о сложившейся тогда ситуации знаю со стороны Ахматовой, которая тоже не могла записывать свои стихи из-за постоянных обысков КГБ. Ее Реквием знали наизусть 11 человек, ни один из которых ее не предал. Описанное в романе может кому-то казаться нагнетанием и преувеличением, особенно учитывая, что автор не выходец из СССР, но скорее всего это даже преуменьшение ужаса тех времен. Но я очень благодарна автору за ремарку, сделанную в начале устами одного из героев:
Коммунизм - прекрасная идея, Мишель. Слово "товарищ" наполнено глубинным смыслом. А вот люди никуда не годятся.Мне мало есть что сказать об истории самого Мишеля. Он обретает и теряет людей, учится жить и любить. Он - связующая ниточка между нами и Клубом.
10864