Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fahrenheit 451

Ray Bradbury

  • Аватар пользователя
    Lanochka20 июня 2012 г.
    «Там где жгут книги, будут жечь и людей» (Генрих Гейне)

    Да, именно эта фраза крутилась в моей голове все время, пока я читала книгу. Внутри меня так и бурлило негодование, как, я думаю, и в любом человеке, любящем и уважающем литературу, я была просто в не себя от такого безжалостного уничтожения книг! Но на то «451 градус по Фаренгейту» и антиутопия…

    Удивительно жестокий мир представлен в этом произведении Брэдбери, главной задачей в котором было сделать всех людей одинаковыми, похожими друг на друга, для того чтобы достичь спокойной и безмятежной жизни. Целью было сделать людей «счастливыми» в своеобразном варианте этого слова: жить без мыслей, без тревог и без чувств, чтобы разговоры сводились к элементарным понятиям, чтобы ничто не захламляло головы людей, только цифры и безобидные факты. И для этого делалось абсолютно все, что только можно: обучение сводилось к минимуму, были лишь глупые лекции с переписыванием информации, многие предметы упразднены за ненадобностью и оставался практически один спорт. Людей обучают только нужным профессиям, вроде завинчивания гаек и подгонки болтов, ведь больше ничего и не надо! Зато все остальное время люди могут развлекаться, отдыхать, быть «счастливыми»: они могут разъезжать на реактивных автомобилях, ходить в парки развлечений, где даже специально установлены тиры для битья стекол или машин, общаться с «родственниками» в телевизорных гостиных. И это все!

    Мир представлен на страницах этого произведения действительно страшным, если так можно сказать: реактивные машины, для того, чтобы люди быстро добирались до места назначения и ни в коем случае нельзя ехать медленно и уж тем более просто идти пешком, это же нарушение! Телевизорные гостиные, в которых прямо со стен на тебя смотрят «родственники» или на которых можно просто посмотреть программу. Механические собаки, которых можно настроить на любое живое существо и даже человека, могут выследить свою жертву и убить ее. «Ракушки» и динамики, из которых только и несется одна реклама да новости, зомбирующие людей. Крематории, куда людей доставляют и сжигают уже через несколько минут после смерти, и остается лишь горка пепла от человека, по которому даже никто не будет скучать. Даже похороны упразднены с тем, чтобы люди лишний раз не волновались и не беспокоились!

    Да, вот что придумали эти «борцы за счастье»: упразднили все, что может заставить людей думать или беспокоиться, ведь и то и другое может привести к лишним проблемам, которые явно не нужны. Но находятся еще такие, кто тайком читает книги, общается с родственниками или друзьями. Однако за такими личностями ведется постоянное наблюдение, а потом их просто убирают. Наследственность и домашняя атмосфера, вот чему пытаются противостоять борцы за счастье людей. И у них это хорошо получается: совсем нет теплых отношений, семейного уюта, дети не ценят родителей, родителям нет дела до детей, люди не умеют общаться. Да-да, именно общаться, они могут лишь делиться цифрами и фактами, рассказывать о виденных программах, но они даже практически не слышат друг друга…

    И книги… В них нет правды, как считают в этом мире, зачем они нужны? Можно вкратце пересказать, сократить, обрезать содержание и сделать выжимку на пару минут, которую покажут в программе. От книг остались только выжимки из пересказа пересказов для общего ознакомления. А настоящие книги запрещены, они же заставляют задуматься над тем, что происходит, заставляют обращать внимание на мир вокруг! Их просто уничтожают: если поступает сигнал, то специальный отряд пожарников выезжает и дотла сжигает дом, вместе с обнаруженными в нем книгами. Вот и остались лишь комиксы, брошюры да порно для развлечения…

    Что касается сюжета, то лично мне кажется, что надо было слегка растянуть то время, когда Гай Монтэг начинает близкое общение с Фабером для того, чтобы наконец окончательно понять и попробовать бороться со всем этим кошмаром наяву, что творится вокруг. Но они даже ничего и не успели сделать: слишком все быстро переменилось, Монтэга быстро раскрыли. Но, вероятно, автор задумал все это для того, чтобы после дальнейших событий у главного героя появилось больше пищи для самостоятельного размышления.

    И еще пара слов. Метафоры! К сожалению, я читала книгу на русском языке и не могу оценить по достоинству метафоры Брэдбери. Но огромное спасибо переводчику за этот потрясающий язык и такую великолепную передачу описаний, и в частности запахов, которые у Брэдбери (как и в «Вине из одуванчиков») получаются такими насыщенными и реальными, как будто вот-вот ты почувствуешь всю гамму ароматов в реальности.

    PS. Как хочется верить, что все-таки тот мир изменится к лучшему…


    Но у человека есть одно замечательное свойство: если приходится все начинать сначала, он не отчаивается и не теряет мужества, ибо он знает, что это очень важно, что это стоит усилий.
    И когда они спросят нас, что мы делаем, мы ответим: мы вспоминаем. Да, мы память человечества, и поэтому мы в конце концов непременно победим.
    11
    107