Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    PrekrasnayaNeznakomka9 ноября 2020 г.

    Название романа содержит спойлер: «история гибели одного семейства». Однако не будь его, обречённость Будденброков становится ясна уже в начале романа, в самой, казалось бы, радостной и многообещающей сцене новоселья. Когда отец отрекается от сына за то, что тот совершил тягчайшее преступление – женился на лавочнице, когда сын угрожает найти управу на отца, совершившего тягчайшее преступление – давшего мало отступных, становится понятно: в семействе завелась гниль. Автор не показывает, как именно здесь вёлся бизнес, и чем так хороши Будденброки чем плохи их конкуренты. Ясно одно: Будденброки – аристократы от буржуазии. Их дело (с большой буквы) неразрывно связано с поддерживаемым ими укладом и давно превратилось в фетиш. Отсюда с одной стороны – систематические жертвоприношения на его алтарь, с другой – непоколебимая уверенность в том, что им, Будденброкам, все вокруг должны. Дикое сочетание. Но если старшее поколение его не замечает, либо погрузившись в дела, либо находя утешение в религии, то младшему этого мало. Живая душа не может ограничиться понтами и стяжательством.
    Именно поэтому даже самый правильный и самый преуспевающий Томас страдает. Неглупый юноша с детства тянулся к наукам, прекрасно знал историю. Возможно, он мог бы реализоваться иначе. Но слишком рано вступил в семейное дело. Казалось бы, ему надо завидовать: процветающий бизнес, дом-полная чаша, красавица-жена, высокое общественное положение – аж в сенаторы удалось выбиться. А счастья нет. Интерес к коммерции с каждым днём угасает. Да и не под силу, имея будденброковские представления о чести семьи, тягаться с более ушлыми дельцами. Семейные проблемы решать устал (а таковые появляются часто: взрослые Будденброки не умеют с ними справляться или, по крайней мере, до них не доводить). С женой уже нет общего языка: слишком разошлись интересы. Сын всё больше разочаровывает (что интересно, заделать другого Томасу не приходит в голову). Да ещё ежедневно приходится надевать маску благополучного коммерсанта. Между тем жизнь подходит к концу, а спроси себя – для чего она была прожита – так и не найдётся ответа.
    Не такая правильная, однако желающая быть полезной семье Тони жертвует своей любовью, связывая свою судьбу с неприятным ей человеком. А потом ещё раз пытается пожертвовать – своими аристократическими убеждениями. И оба раза выходит облом. Не потому, что жертва не по силам, а потому, что оба раза не срабатывает классический будденброковский сценарий. Не уйди тот же Перманедер на покой, его приземлённость и развязные манеры эту женщину не смутили бы.
    Есть ещё паршивая овца семейства Христиан. Вот он семейного уклада не понимает и не принимает. И даже пытается протестовать. Однако протест этот из серии: назло маме отморожу уши, назло чести семьи превращусь в горохового шута. При этом живёт на будденброковские деньги, то есть фактически кусает ту руку, с которой жрёт.
    Все прочие не бунтуют, но напоминают неповзрослевших детей, которые и в предпенсионном возрасте уверены: придёт папочка и всё за них разрулит. Ну и особняком стоит жена Томаса Герда, по сути не ставшая членом семьи, и сын Ганно, который настолько не от мира сего, что ему элементарно больно жить, так что даже недюжинный талант к музыке и неплохие стартовые условия его не спасают. Автор пишет об этом как о чём-то трогательном. Лично же мне всё это кажется инфантилизмом, возведённым в последнюю степень.
    Интересно, что в финале Будденброки (те, которые ещё остались) так ничего не поняли и ещё на что-то надеются. Будденброки же. Такое громкое имя.)

    23
    964