Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Иуда Искариот. Рассказы: Стена. Искренний смех

Леонид Андреев

  • Аватар пользователя
    Аноним3 ноября 2008 г.
    Образ Иуды, каким он является в евангельских свидетельствах, — только непонятное страшилище. Но, если бы мы могли заглянуть в то, что действительно было в этом предательстве, то, может быть, мы увидели бы в нем проблему зла, поставленную так, как больше нигде и никогда в человечестве.

    Мережковский, «Иисус Неизвестный»


    Редко, редко даже в русской классике, я встречал красивые тексты. Такие что красивы не идеей, не мыслью, не композицией, а самим словом, каждым написанным словом. «Иуда Искариот» Леонида Андреева — именно такая редкая для меня книга, в ней создан удивительно прекрасный, волшебный узор, где каждая линия, каждый изгиб раскрываются совершенно необыкновенным образом. Каждый диалог, каждое описание каждый раз вплетается в этот узор, каждый раз удивляя, каждый раз приводя в волнение душу и ум. В этот текст можно буквально влюбиться, он опутывает притягательной, лёгкой, но прочной сетью, затягивает, не отпускает до самой последней строки.
    Но особенна и красива книга не только тем языком, что написана. Она красива и необыкновенная на всех слоях, главный из которых, конечно, связан с образом Иуды Искариота.

    Имя Иуды давно стало нарицательным. А раз нарицательным – значит простым. Из года в год, из века в век разносится по миру слово «иуда», из года в год, из века в век ему неотступно отзывается эхо «Предатель! будь проклят!». Привычный, однозначный ответ, а значит — простой. Но каждый кто им не удовлетворится, каждый кто попытается проникнуть в историю самого знаменитого предательства, кто попытается понять движения души предателя, тот неизменно обнаружит удивительную и страшную загадку.

    Зачем, зачем он предал? 30 серебренников – ничтожная сумма. В чём смысл указывать поцелуем на Иисуса, которого знал весь Иерусалим? Зачем Иуда бросил деньги первосвященникам? Разве Иисус мог выбрать в число своих апостолов недостойного? Зачем казнил себя такой позорной смертью? Зачем, зачем?

    Загадку эту люди наследуют из века в век, поколение за поколением вместе с неумолимым эхом.
    Андреев далеко не первый, кто попытался разгадать тайну движений души Иуды Искариота. Уже в раннехристианскую эпоху были попытки увидеть его совсем по-другому, чем принято в ортодоксальной традиции, а в конце же 19ого века, начале 20ого был целый бум работ связанных с именем Иуды. Андреев не первый, но совершенно выдающийся в этом ряду человек: он создал потрясающий по силе экзистенциональной сложности и раздираемый внутренними противоречиями образ.
    Эта сложность во всём: в двоящемся лице, в рассечённом мечами черепе, в страшных разных глазах. Он весь соткан из противоречий: он носится, как будто у него десяток ног, то застывает недвижимым камнем; он лжёт без конца, то делается молчалив. Для него десяток противоположных слов: «любопытный, лукавый и злой» «благородный, прекрасный Иуда», «Иуда сильный», «больной, бедный Иуда» — тогда как для других апостолов только по одному слову: умный Фома, Петр-камень, Иоанн-златоуст. Апостолы просты, просты, спокойны и даже безвольны. Иуда же весь кипит сложностью, его грудь разрывают сильнейшие полюса. Он спасает Иисуса от гибели, но он же его предаёт. Он сын дьявола, он бес. И он же — любит Христа, как никто другой, любит как женщина, любит как отец!
    Он единственный из апостолов, кто до самого конца со Христом, во имя Его он принимает свой страшный грех, ради Него вершит над собой страшную казнь. Вместе с Иисусом он приносит себя в жертву, вместе с Ним он берёт грехи, вместе с Ним он рассчитывает вернутся… И он одержим идеей разрушения мира, он выносит ему жестокий приговор. За то что никто ничего не сделал чтобы спасти Его, за что что никто ничего не понял, за то что толпа кричала «Распни его! Распни его!».

    Иуда Искариот — потрясающий по силе и сложности образ. И в этой сложности чувствуется какая-то сокровенная правда.

    Можно на эту историю посмотреть и под другим углом: в Иуду вселился сатана — и этим объяснить все алогизмы в евангельской истории. Что до Иисуса, то про него можно сказать, что он хотел испытать Иуду, что предательство — часть плана. Но это простые ответы.
    А я отчего-то не верю в такие ответы.
    15
    29