Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Empire Falls

Richard Russo

  • Аватар пользователя
    Аноним3 ноября 2020 г.

    "В этой жизни всё можно поправить"?

    Когда руки мои дошли до этого романа, я уже неоднократно о нём был наслышан. Но не ожидал, что он настолько хорош и близок мне по моим литературным предпочтениям. Впрочем, это всегда так. И не слушайте тех, кто говорит, что он затянут или нуден.

    Что сразу же производит приятное впечатление, помимо глубины прорисовки персонажей и их каких-то внутренних переживаний и мыслей, - это юмор и ирония. Когда Руссо описывает взаимоотношения между мужем и женой Уайтингами разных поколений. Или когда речь заходит об их кошке с противнейшим характером. Всё это мне показалось действительно забавным и смешным, что со мной случается редко.

    Для меня главная особенность этой и похожих книг - глубина. И правильная тональность повествования. Если она куда-то спешит - это уже немного не то. Или наоборот, если совсем ничего не происходит по сюжету, это также наскучивает, приходится как будто искать смысл там, где его нет. Как я люблю говорить о произведениях, которые меня очень цепляют - "Это не книга (не фильм). Это жизнь." И с "Эмпайр Фоллз" то же самое. Мы очень близко наблюдаем за жизнью даже не одного Майлза или Жанин. Часть персонажей вообще раскрываются всего за несколько страниц, зато КАК, казалось бы большего и не надо.

    В процессе прослушивания книги я начал сравнивать, и поставил бы её в один ряд со "Стоунером" или, скажем, со "Свободой" (но "Эмпайр Фоллз" выделяет как минимум потрясающий юмор, как я уже отмечал выше). В главных героях всех этих романов есть общие черты, на самом деле. Майлз - это человек наверное нерешительный, мягкий, думающий и рефлексирующий внутри себя, но плывущий по течению, когда обстоятельства вынуждают его свернуть куда-то (не туда). Это не герой нашего времени, но что-то мне подсказывает, что в таких персонажах читатель находит больше каких-то близких ему черт, ощущает некую эмоциональную близость и симпатию. И я в том числе.

    Что ещё примечательно, не встретил ни одного персонажа с удачно сложившейся личной жизнью. Ни одной счастливой пары.

    Здесь не так много событий на квадратный метр текста, скажем так. Повествование медленное, местами тягучее (но мне это нравится), фолиант получился увесистый.

    Мы видим множество противоречий и тлеющих конфликтов в романе. Не все они завязаны на личности Майлза. И в конце Руссо организует развязку, подобную взрыву. Практически все ружья, висевшие на стене на протяжении сотней страниц, в завершении выстреливают.

    В общем, изумительно. Читать и возвращаться.

    10
    571