Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мастер и Маргарита (аудиоспектакль)

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    ruslnigmatullin3 ноября 2020 г.

    Роман Мастер и Маргарита Булгакова разделен на три части: первая - это веселые приключения, происходящие с разными героями в Москве, вторая - история Мастера и Маргариты, третья - история о Понтии Пилате. Первая часть наиболее интересная, юморная, приближена к реальности. В ней отлично разоблачаются проблемы советского общества 1930-х годов, такие как квартирный вопрос, классовый вопрос, ограничения и репрессии со стороны государства. На протяжении романа отчетливо прослеживается ситуация с пропажей людей после ареста и восприятие ее, как обычной, со стороны населения, что хорошо передает атмосферу. Ярким колоритом обладают персонажи как из свиты Воланда, так и москвичи. В свите хорошо прорисованы Воланд, толкающий умные, пафосные речи, под стать его статусу Сатаны и выносящий судьбоносные решения, и кот Бегемот, обладающий поистине великолепным чувством юмора и дерзостью, позволяющей ему шутить даже с Воландом, не говоря уже о москвичах.
    Из мест и событий запоминающимися являются буквально все - начальный диалог Берлиоза и Воланда, Психиатрическая больница, представление в театре Варьете, событие в 50 квартире. В столкновении двух позиций по вопросу существования Бога Берлиоз и Воланд выступают на равных, что делает честь первому, ведь у него нет такого высокого статуса, как у последнего, интересны нелепые попытки поддержать товарища со стороны Ивана Бездомного, которому эрудиция не позволяет полностью придерживаться одной и точек зрения и уверенно ее защищать. События в больнице хорошо показывают безумие, поразившее Бездомного, его рассказ выглядит комично со стороны врачей, но при этом со стороны Бездомного полностью логичен. Хорошо прорисован врач Стравинский, который понимает душевнобольных и доносит до них свои мысли. Правда сама атмосфера в лечебнице выглядит чересчур идеалистически и не соответствует реальности. Ситуация в театре показывает ту острую потребность в разнообразии, которую испытывали жители СССР в связи с повальной стандартизацией и госпланами, так девушки рьяно готовы гнаться за платьями модных домов, хотя сама процедура проведения их выдачи довольно унизительна, что в итоге оборачивается позором тех, кто повелся на уловку. В результате смерти Берлиоза появляются сотни прецедентов на его комнаты, сам квартирный вопрос стоит перед жителями остро, люди вынуждены жить в коммунальных квартирах и делить их с другими жильцами, свободного рынка жилья нет, что сводит все к попыткам выбить себе лучшие жилищные условия уловками. Воланд ставит перед различными героями выбор и в случае принятие ими греха тут же наказывает их по всей строгости, но делает это не без изрядной доли юмора.

    Часть про Мастера куда скучнее, не обладает той динамикой и юмором, сама история банальна, персонаж и Мастера, и Маргариты неинтересны. Мастер - это просто талантливый писатель, неспособный выстоять против общественного мнения, а Маргарита - любящая женщина, готовая пойти на все ради ее мужа. Оба образа героев нередко встречаются в литературе, являются примитивными, ничего нового не вносят, наблюдать за ними скучно. К сожалению, эта часть довольна длинна и никак не развивает персонажей. В ней показан полет Маргариты и бал сатаны, ничего не привносящий в сюжет. Если сопереживать Маргарите еще можно, она выделяется своей энергией и целеустремленность, то над Мастером пасующим перед любыми трудностями и страдающим сильной депрессией наблюдать просто противно, каждый раз, когда шло повествования о нем, хотелось, чтобы оно побыстрее закончилось. От того вдвойне непонятно откуда такие высокие чувства могут быть к такому слабому человеку, это раскрыто у Булгакова плохо. Маргарита, по всей видимости, была слишком изнежена хорошей жизнью, который предоставлял ей муж, она жила в шикарном доме в роскоши, отличалась красотой, могла позволить себе не работать и заниматься всем, чем хочется. Но при этом она маялась от безделья, никак не могла найти себя, обладала качествами "спасателя" и жертвенника, которые не применялись. Именно такие условия хорошо подходят для появления чувств к проходимцам, "творческим натурам", каким и был мастер. Таким же странным поведением обладала домработница Маргариты Наташа, которая готова стать ведьмой и уйти в ад из-за понравившегося кавалера на балу, хотя при этом она красива и в обычной жизни, что не мешало ей спокойно обустроить жизнь в реальном мире. Зачем Богу было спасать их непонятно, Мастер ничего не привнес в мир, а, судя по рассказам окружающих, история о Понтии Пилате не представляла из себя что-то особенно интересное и новое, была бы незаметна для большинства окружающих.

    Третья часть про Понтия Пилата и Иешуа еще хуже предыдущей - банальное повторение библейского сюжета о казне по идеологическим причинам Иисуса, о сожалении о содеянном со стороны Понтия Пилата, о предательстве Иуды. Все эти сюжеты настолько пропитано в культуре, что читать об этом очередной раз совсем не хочется. Сама история подана однобоко, есть четкое разделение на хороших и плохих, без полутонов и возможных причин поступать именно так. Ведь очевидно, что для сохранения государства и религии, как одной из его основ, совершенно нормально расправляться со своими оппонентами, и позже христианство и государства, его исповедующие, совершали не менее дикие и варварские наказания в отношении своих противников. Человеческая природа в принципе не совместима с христианством, а образ Га-Ноцри слишком идеализирован. Понтий Пилат один из множества функционалов государства, готовых, следуя своим инструкциям, к насилию над другими людьми, такие люди были, есть и будут, более того они необходимы, его грех совершаем каждый день миллионами чиновников. В целом возвращение в 1930-х годах к библейским мотивам более чем странно, это был уже мир, победившей науки и материализма.

    Таким образом, отличный роман в начале постепенно все больше и больше скатывается в мистику и переходит от интересных персонажей и историй к примитивной философии и наставлениям. В целом роман больше бы выиграл не будь там историй о Мастере и Понтии Пилате, при прочтении вы ничего не потеряете, если будете их пропускать.

    8
    849