Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вспоминая моих грустных шлюх

Габриель Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    Аноним1 ноября 2020 г.

    "Девятый вал" Маркеса

    Сразу оговорюсь - читать можно и нужно только фанатам творчества Маркеса. В противном случае, Вы рискуете сидеть над книгой со злобным шепотом и всплескиваем рук, а нервные клетки не восстанавливаются)
    К рецензии это тоже относится кстати!
    Последние творения писателей - эта штука непростая. То не успевают дописать (Кафка и Замок ), то делают резкий визаж ("крутой маршрут" Василия Аксенов от уютных Коллег до провокационной Московской саги ), то почти прямо бросают вызов обществу, как Маркес в "Вспоминая моих несчастных шлюшек".
    Как бы то ни было, никакого срыва покровов не было: да, роман имеет несколько довольно откровенных эротических сцен; да, поднимаются темы проституции и борделей; да, кто-то может бросать старику Маркесу даже обвинения в педофилии и прочем. Но на мой взгляд, роман скорее пронзительно трагичен, чем все из вышеперечисленного. Впрочем, судите сами...
    Книга представляет собой рассказ некоего пожилого (даже "слишком пожилого", 90-лет все-таки) журналиста о своей первой влюбленности, случившей с ним на сотом десятке лет. Звучит уже как ирония, правда? Некоторые девушки в 18-20 лет переживают, что у них нет поклонников и что их сердце свободно, да? А главный герой так просто нам и сознается: да, мол, было много женщин (если я правильно поняла, больше 500 - на мой взгляд, ну слишком уж завышенная цифра, хотя, возможно, ошибаюсь), но любви не было, не нашлось женщины, способной от чистого сердца и сильно полюбить меня.
    И сам герой никого не любил. Вот так просто. Люди знакомятся где-нибудь на улице, общаются пару вечеров, потом избитая фраза "Может, ко мне?", кофта и белье на полу, торопливые поцелуи не в губы, несколько минут стонов, потом снова вымученные фразы "Я тебе позвоню послезавтра"... И так по кругу, на который наш главный герой заходил более 500 раз.
    И встречается на пути такого, в общем-то, несчастного человека любовь - любовь к 15-летней девочке, только-только начавшей расцветать и еще не умеющей понять такие чувства к ней со стороны взрослого мужчины (да что там мужчины - дедушки). Не стану рассуждать на тему, было ли со стороны героя это чувство скорее просто очередным, пусть и даже очень сильным увлечением и естественным движением ко всему молодому или же это и правда была Любовь с большой буквы? На мой взгляд, это было бы спойлером, для ответов на такие вопросы надо читать самим и узнать, чем же закончатся отношения уже "недиснеевских" красавицы и чудовища? Останется ли маленькая женщина со своим большим мальчиком?
    Герой и правда ведет себя в большей части сцен, как ребенок, но меня это не раздражало, скорее наводило на мысли. По сути, все герои Маркеса всегда одиноки - специфика писателя или общее правило жизни? Не знаю, но отчего-то мне кажется, что этот свой последний манифест одиночества и получился таким несколько гипертрофированным - ведь мог бы Маркес подобрать другой возраст для героев, чтоб избежать споров о нравственности? - потому что таким вызовом автор хотел привлечь больше внимания к основной проблеме, что он освещал всю жизнь в своих книгах. Как последний, самый сильный, девятый вал...
    Но я стараюсь не носить розовые очки, а потому понимаю, что скоре всего книга так никогда не и избежит сравнений с Набоковской "Лолитой" и обвинений автора в декаденстве и педофилии. А я не любитель дискуссий и полемики - пусть каждый останется при своем мнении. Поэтому я еще в начале рецензии и намекнула: лучше начать знакомство с Маркесом с чего-нибудь более легкого, возможно, с Осени патриарха
    А для меня Маркес снова преподнес несколько приятных вечеров с книгой в руках. Ненавязчивый юмор, относительно небольшой объем, интересная для меня тема - так что ставлю заслуженную лично для себя оценку роману в 5 баллов!

    20
    1K