Рецензия на книгу
Gideon the Ninth
Tamsyn Muir
Аноним1 ноября 2020 г.Воистину порой, когда не ждешь ничего от книги, это с лихвой окупается!
А от «Гидеон», несмотря на восторженные отзывы и счастливый западный фандом, не ожидала совсем ничего, представляя себе довольно стандартный YA.
Это занимательный сплав научной фантастики (зачатки космооперы в наличии) с фэнтези: мир, в котором происходит действие, представлен девятью планетами-домами. Каждый дом обладает своей особой разновидностью некромантии: кто-то поднимает из земли скелеты, кто-то занимается более потусторонними штуками. Главная героиня, Гидеон, принадлежит Девятому дому и, сколько себя помнит, постоянно пытается оттуда бежать. Очередной такой побег оканчивается плачевно, а затем по воле обстоятельств Гидеон приходится заключить договор с некроманткой-наследницей дома, Харроу, и отправиться с ней на состязание в Первый дом в качестве рыцаря.
И всякий раз, когда ты думаешь, что роман будет вот об этом и том, он выдает неожиданные кульбиты и бросается в совсем другом направлении. Так космоопера превратилась в историю о политических интригах, которая на самом деле оказалась вообще не о политике и не об интригах, а о загадках, испытаниях и соревновании некромантов, а испытания плавно сменились герметичным детективом.
История страшно динамичная (в хорошем смысле этого слова!), очаровательно забавная, не перегибающая палку ни с неуместным пафосом (as usual), ни с клоунадой вместо юмора. Скорее всего вам не раз придется возвращаться в начало, где перечислены Дома и их некроманты-рыцари, но в целом Мьюир удалось ярко и обаятельно прописать по крайней мере большую часть персонажей, и это круто! Тот факт, что каждый некромант владеет своим видом магии, добавляет очков интереса. (:
Мир здесь камерный: перед нами расстилается огромный космос, но видим мы буквально лишь две локации плюс знаем о существовании еще семи (и не факт, что они не такие же камерные и маленькие, как две наши :)). Это неплохо прикрывается акцентом на — во-первых — внутреннем мире персонажей и их взаимоотношениях и — во-вторых — экшне. Можно догадаться по аналогии с другими YA-трилогиями, что в следующих частях мир будет расширяться и прописываться подробнее, поэтому за недостаток это не засчитываю.
Правда! Есть один момент, который тесно связан с камерным миром, и это — смысл всего происходящего. (: Потому что суть состязания я так и не сумела понять до конца: полагаю, что некроманты сначала тоже, ближе к концу это непонимание развеивается. Замут со жрецами, Императором и как вообще Империя функционирует в том виде, в котором существует сейчас, также остается не совсем ясным (до встречи с объяснениями во второй части?).
Предыстория мира непонятна: то и дело тут появляются разные вещи из нашей повседневной жизни, одну из героинь называют «фашисткой» (термин, привязанный к определенной исторической эпохе и только после нее вошедший в более широкое употребление) — все это похоже на авторскую небрежность.
Еще тут есть энное количество отсылок к античности: «танергия», которой пользуются некроманты, имена и прозвища etc. Причем с именами вышло странно: например, Харроу носит титул? фамилию? прозвище? Nonagesimus (девяностый). У других некроманток женского пола имена аналогичные и с таким же окончанием. Окончанием мужского рода. Выглядит это как попытка Мьюир хоть как-то еще да вбросить в текст античные вайбы, не разобравшись даже со склонением слов, и от этого я фейспалмила вплоть до конца — каждый раз, когда встречала в тексте эти злосчастные имена.
И все же! Все же гротескного очарования истории это не убавляет, Мьюир и ее героиня умеют в иронию, Гидеон — далеко не картонная Мэри-Сью, а их с Харроу пара страшно обаятельна: девушки ненавидят друг друга с детства, но весьма органично и обаятельно притираются друг к другу по ходу пьесы. Я не слишком люблю лавхейт-троп, но должна признать, что тут он работает замечательно, мне безумно понравилось наблюдать за развитием отношений Гидеон и Харроу.
Словом, страшно насладилась чтением этого романа. В нем есть своя изюминка, он умело сочетает особенности двух жанров — фантастики и фэнтези, — он уникален и обладает особой причудливой красотой. Быть может, искушенным любителям фантастики он может показаться простоватым, но, полагаю, надо помнить о том, что сложность — это далеко не всегда достоинство.
14965