Рецензия на книгу
The Man in the High Castle
Philip K. Dick
Аноним31 октября 2020 г.Филип Дик – непостижимый для меня автор. У него определенно есть свой стиль, и мне определенно этот стиль совсем не подходит. Если вы уже читали «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», и вам не понравилось, очень сомневаюсь, что этот роман придется вам по вкусу.
Кратко про ощущения от книги: как будто бы яркие обрывки снов сплелись воедино, объединенные только общим сеттингом и очень смутно пересекающимися персонажами. Проходит утро (а в моем случае прошло несколько недель после прочтения), и ты уже не помнишь сюжета снов, его героев, а лишь отдельные, наиболее поразившие или эмоционально значимые детали, и какое-то сложноуловимое, сложноописуемое чувство. Все время прочтения романа у меня было чувство неправильности, как будто мир, описываемый Филипом Диком невозможен, не должен так функционировать. И дело тут не в том, что меня шокирует возможность существования параллельных реальностей с альтернативным развитием событий. И мне плевать на историческую достоверность: действительно ли смерть Рузвельта и неучастие США в войне могло привести к таким последствиям? Я думаю, для этого романа не так важна предыстория, выигрыш Германии и Японии в нем свершившийся факт, к которому могли привести любые события. Наверное, крючок, за который цепляется это чувство неправильности – то, что люди продолжают жить своей бытовой жизнью, достаточно мирно, без какого-то адского тоталитарного режима, без особого сопротивления власти и новому порядку. Да и порядок в целом не такой-то и новый. Да, уничтожили массу народа, вырезали не один этнос, практически бесповоротно потеряли некоторые культуры. Но те, кто не попал под этот каток, живут неплохо. А ведь кажется, что победа фашизма должна была бы стать концом всего, концом мира. Кажется, что это было бы катастрофой, смертельной для человечества. Но Филип Дик показывает совершенно другой мир, мир, в котором Вторая Мировая, конечно, очень сильно повлияла на мироустройство, но не обрекла человечество на гибель или что-то ещё такое радикальное. Вот что значит человек не склонен к катастрофизации всего и вся и способен представить разные варианты развития событий.
Ещё одна вещь, которая царапала на протяжении всей книги – это то, как представлены в ней японцы. Филип Дик, наверное, об этом не знал, но Япония во время войны проводила опыты на военопленных и похищенных людях, в основном на китайцах, но в том числе и на гражданах СССР, корейцах, монголах. Более того, в Японии относились к китайцам и к корейцам как к низшим элементам, варварам и во многих аспектах объективировали их. И в отличие от Германии, Япония так и не признала своих военных преступлений, совершенных в Китае и Корее. Поэтому мне всю книгу казалось странным, что японская часть мира представлена более свободной, без особой цензуры и в целом со сдержанным неодобрением относящейся ко всякого рода зверствам. Отдельный герой-японец вполне может быть гуманистически настроенным, утонченным, не жестоким и т.д., но именно как отдельный человек, сделавший свой личностный выбор, а не как представитель целой нации.
В целом говорить о психологии персонажей (а по моим ощущениям, все персонажи очень интересные люди, которые непонятно что выкинут в следующий момент, не всегда понятно чем мотивируются, и в целом живут только здесь и сейчас – отвернулся, а они уже все разбежались по каким-то своим таинственным делам), исторической составляющей и сюжете, мне кажется, бессмысленно. Как будто бы Филип Дик больше про философию и идеи, чем про конкретное воплощение, повествование и завершенность происходящего. Он показывает нам совершенно новую реальность, а затем бросает ее на произвол судьбы: она уже создана, а дальше разбирайтесь во всем сами. И поэтому, наверное, каждый читающий книгу, вглядываясь в нее через свою оптику мировоприятия, вытаскивает главную для себя идею. Отличная книга для саморефлексии вообщем.5296