Рецензия на книгу
Слушатель
Роберт Маккаммон
Аноним31 октября 2020 г.Почему бы и нет
Уметь выслушать — это правда сверхспособность. Не перетягивать одеяло на себя, не лезть с советами, не приводить похожие истории из своей жизни и жизни знакомых, а просто активно слушать. Вроде легко, а утомляет, будто вагоны с углём разгружаешь. А самое обидное, что если кто прознал об этом таланте, то к тебе сразу выстроится очередь из знакомых и незнакомых, приятных и не очень людей, которым срочно понадобится выговориться. При этом, если что-то случится у самого слушателя, все его «клиенты», скорее всего, не смогут его выслушать, а либо напомнят о своих проблемах, либо скажут, что всем ныне тяжело, а у тебя-то ещё всё хорошо, чего жаловаться.
Да, быть слушателем, если это дело не монетизировать, дело неблагодарное. Это прекрасно знает главный положительный герой романа — негритёнок Кёртис, носильщик на вокзале, известный на всю округу как мастер выслушать и убедить. Жизнь у Кёртиса не сахар — начнём с того, что он темнокожий, а вокруг совсем не толерантные времена Великой депрессии. Отец у него пропал, мать стала ипохондриком-затворником, денег платят мало, большинство окружающих его ни во что не ставит. Но Кёртис не унывает: он гордится тем, что помогает людям и в общем-то доволен своей жизнью, хотя презрение окружающих иногда сильно ранит. А ещё у него есть подруга, которую он никогда не видел, потому что она — голос в его голове. В смысле, она реальная девочка, но общение у них сплошь телепатическое. При этом, не то чтобы они могли читать мысли друг друга: это такой мозговой телефон, или даже рация. Талант редкий и вызывающий раздражение, беспокойство и скепсис у окружающих.
Разумеется, эта связь сыграет важнейшую роль в сюжете, и сообразительный читатель быстро догадается, что же это за девочка. Но удовольствия от истории это не отменяет: книга написана и переведена очень легко и захватывающе. Тем более, Кёртис хоть и главный положительный герой, но его история не выходит на первый план. Там скорее истории отрицательных героев, и каких! Тут надо оговориться, что «Слушатель» — совсем не милая сказочка, в книге полно всякого рода жестокости (в том числе к детям и животным), есть и графическое описание секса, ну и, конечно, цветущий расизм.
Источником всего этого взрослого контента выступает пара отрицательных героев: ангельской красоты бессердечный ублюдок и психопат мистер Пертли, уверенный, что мир ему должен, все окружающие — лишь источник заработка, а большие деньги могут водиться только у мошенников. Никаких полутонов: он мразь от макушки до кончиков пальцев. Автор нам подбрасывает информацию о его тяжёлом детстве, но никак не оправдывает его.
Его напарница (точнее, это он её напарник, прямо скажем) — Джинджер ЛаФранс. Адски красивая, безумно умная, безмерно опасная и, конечно, наглухо поехавшая. Эталонная роковая женщина с кучей тайн и как здорово, что автор раскрыл не все из них. Сошла ли она с ума из-за страшной трагедии, были ли у неё сверхспособности, нашёптывал ли ей кто-нибудь идеи для её планов — да кто её знает. Прекрасная отрицательная героиня, которой всё всегда портят глупые сообщники. Если бы проводилась хэллоуинская вечеринка для книжных червей, я бы в неё переоделась.
Я не могу сказать, что у «Слушателя» удивительно оригинальный сюжет и герои, но МаКаммон как-то настолько хорошо и детально прописывает свою книжную реальность, что все детали, всех и не очень второстепенных персонажей прямо видишь перед собой, даже если с воображением не очень хорошо. Да, это развлекательная литература, но развлекательная литература здорового человека, а не какая-нибудь «Тайна Махабхараты», прости Господи. К прочтению книжка необязательна, но может подарить пару-тройку приятных вечеров даже искушённому читателю. А что ещё, собственно, нужно в разгар осени и конца света.
12312