Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Слушатель

Роберт Маккаммон

  • Аватар пользователя
    Аноним30 октября 2020 г.

    Если в историю о мошенниках добавить немного сверхъестественного, сыпануть расизма и заснуть где-то на 3/4 книги (что и случилось с автором, как по мне), то получится идеальная комбинация для создания неидеального "Слушателя".

    Все начиналось интригующе: ангелоподобный мудак, продающий обманом Библии вдовам или родственникам умершего, успевает взбесить читателя, при этом отлично поджечь его интерес. Он мнит себя правым, крутым как яйцо и, соответственно, притягивает к себе таких же правых и крутых, чтобы в итоге рискнуть на опасную, но прибыльную аферу: командой из троих человек похитить детей богача из Нового Орлеана. И это у них получается.

    Америка 30-х годов. Звонки по телефону через оператора. Шерифские значки из-под полы, которые сложно вычислить. Выкуп в коробке. Прелесть! Вроде, можно было бы использовать этот классический антураж, чтобы создать нужную атмосферу и окунуться во все эти возможности грабежей по-старинке. Увы, в "Слушателе" это не важно. Похитили и похитили, богатый папка оказался дураком, телохранители наивными, а наша малопривлекательная команда мошенников наставила на них пушки. Антураж становится ненужным, развлекалова от книги уже нет. Маккаммон решил приготовить для нас другую штуку - то ли волшебство, то ли полуволшебство - телепатов. "Слушателей", как они называют сами себя.

    Безусловно, наличие телепатов (что всё-таки немного странно) придаёт истории какой-то свежести, но обыгрывается это неинтересно. У этой способности нет ни высшего смысла, ни какого-либо объяснения ее природы, а герои-слушатели хоть и пользуются этими способностями, их это не очень и спасает. Каков смысл слышать только своих? Как дополнительная ачивка, может, и круто. Не более того.

    По ходу истории очень хорошо удаётся включить эмоционально читателя самыми простыми способами: то щенят сожгут, то над детьми поиздеваются, то черного изобьют до полусмерти. Однако эти вспышки праведного гнева у читателя оказываются совершенно ненужными, потому что дальше сюжет так же начинает проседать и светить дырами, ведь ничего более запоминающегося в этой книге нет. Она совсем неплоха, но она неоднородна, местами натянута (хотя как по мне, начало и правда было удачным), а некоторые герои в итоге просто были слиты автором. Возможно, Маккаммон был заинтересован в том, чтобы герои жили по реальным законам жизни, когда даже главный герой с наполеоновскими планами на мир мог в самый интересный момент умереть от застрявшей рыбьей кости в горле. В этом ведь тоже есть своя прелесть. Правда, со смертью одной из мошенниц автор решил как-то по-особенному поиграть, что выглядело откровенно глупо.
    В "Слушателе" есть и непонятные аллегории, частые флешбеки, вроде того, что постоянно упоминается "Железноголовый" отец Кертиса. Ну был и был. И у Кертиса крепкая голова оказалась. Чего постоянно напоминать-то об этом?

    В сухом остатке, из мешанины мошенников, похищений, антуража Америки 30-х годов со всеми вытекающими проблемами общества и телепатов, получается плохо слепленная полумистика-полутриллер. Где не хватило безумства, отчаяния (триллер ведь!), неожиданных поворотов (похищение детей оказалось до обидного плёвым делом), гармоничного конца. Похитители, которым была посвящена первая часть книги, образовав команду оказались пафосным пшиком (а уж эта заколотая Джинджер!). Дети выросли, стали кем-то не особо выдающимися. Слушатели существовали, но по большей части для себя. Проблемы расизма не закончились.

    Странная книга, которая не вызвала особых чувств, но всё-таки оставила неприятное послевкусие и вопросы.

    Странный ты, Маккаммон.

    12
    655