Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Град обреченный

Аркадий и Борис Стругацкие

  • Аватар пользователя
    Kumade29 октября 2020 г.

    Право навязано, но выбор за нами!

    Вот и добрался я наконец до самого загадочного романа братьев Стругацких, который создавался в первые семь лет моей жизни (1968-1974), но увидел свет лишь в 1989, когда вовсю бурлила перестройка и близок был крах Союза. Не то чтоб роман этому способствовал, но предрекал уж точно. Авторы сразу же погружают нас в незнакомый и в то же время узнаваемый парадоксальный агонизирующий мир, предоставляя самим разбираться, что к чему. Что это за эксперимент, который невозможно понять, но необходимо принимать как есть и просто верить? Эксперимент, в который люди попадают из разных годов и стран, но при этом оказываются в одной временной, географической и лингвистической плоскости. Эксперимент, где отказ от права на труд карается по закону, где наряду с людьми действуют невиданные твари, блуждающие здания и памятники, где всё находящееся за пределами города покрыто тайной и в то же время является пройденным этапом, даже этапами, подобно базе сыгранных партий. Да и сам мир подобен шахматной игре в пределах доски, выход за которую невозможен. Но непонятно, кто ведёт эту игру, ибо самим фигурам и пешкам правила и цели неведомы.

    Между тем у каждой из них есть свой персональный наставник, вроде воображаемого друга или альтер-эго, который не столько помогает разобраться в обстановке, сколько убеждает продолжать игру и может лишь поздравить с прохождением очередного круга ада. Да, это ад, но ад реальный, создаваемый самими участниками. Ведь и правила тоже «не догма, а руководство к действиям».


    Выигрывает вовсе не тот, кто умеет играть по всем правилам; выигрывает тот, кто умеет отказаться в нужный момент от всех правил, навязать игре свои правила, неизвестные противнику, а когда понадобится – отказаться и от них.

    Но выигрывает ли? Можно ли считать выигрышем прохождение очередного круга ада, если ты всё равно остаёшься в аду? Поэтому всегда есть выбор, вроде двух таблеток для увязшего в матрице: либо оставаться на нижнем уровне и не рыпаться вместе с восточным философом дворником Ваном, либо двигаться по карьерной лестнице к пониманию вместе с полным энтузиазма главным героем Андреем Ворониным, прошедшим по цепочке мусорщик-следователь-редактор-советник и возглавившим экспедицию за грань неведомого, или Фрицем Гейгером, неуклонно реализующим свои диктаторские замашки. Можно, правда, отдаться течению, оставаясь как бы сторонним наблюдателем вроде Изи Кацмана… А смысл? Ни самому воспользоваться обретённым знанием, ни другим опыт передать. Хотя такая попытка и предпринимается. А таблеток-то оказывается не две, а три. В кухонных спорах истина не только рождается, но живёт и умирает. А в храме жизни (или смерти) можно быть либо строителем, либо жрецом, либо потребителем. Выбор за нами!

    В романе же смыслов много — трактуй любой, проводи параллели и делай выводы в меру своей веры и понимания. Как слепые мудрецы в старинной притче оценивали на ощупь слона по хвосту, ноге или хоботу. Как оценивали Эксперимент сами его участники. Книгу стоит прочесть, и не только прочесть, но и возвращаться к ней.

    64
    1,3K