Рецензия на книгу
A Clockwork Orange
Anthony Burgess
Аноним28 октября 2020 г."Заводной апельсин" пополнил небольшой список произведений, от знакомства с которыми мне становилось дурно и на психологическом уровне, и на физическом. Меня тошнило (в самом прямом смысле слова) от того, что показал автор. Настоящий ли это мир? Несомненно настоящий. Только настолько извращенный, настолько гнойный, что чувства симпатии к произведению нет никакого. Чего нельзя сказать об озвучке. Я слушала роман в исполнении Михаила Горевого. Советую всем, кто любит аудио книги. Прекрасная работа, прекрасная игра чтеца, прекрасное музыкальное сопровождение, все на высшем уровне.
Теперь вернемся к роману, хотя все, чего мне сейчас действительно хочется, так это проглотить как можно больше аспирина и умереть забыть про то, что рассказывал главный антигерой и надеяться, что в своей жизни я никогда не встречу подобных субъектов. Но мир большой и есть в нем другие люди, которые встретят таких субъектов. Закрыть на это глаза тоже? Знаете, что было самое ужасное в этой книге? Самое ужасное было то, что главный антигерой и его друзья совершали свои преступления просто потому, что могли. Для них это было обыденным делом, ведь все подростки занимаются подобной "ерундой". А потом, когда прошло пару лет эти же самые субъекты жили дальше. Они жили так, будто все нормально, будто они сами нормальные. Они даже никогда не думали, что делают нечто ненормальное. Это страшно, это действительно страшно и очень больно. Главный антигерой не понимает почему его считают плохим, почему окружающие пытаются докопаться отчего он совершает дурные поступки. Автор тоже не раскрывает все карты, не говорит о том, что послужило толчком для такой жизни современной молодежи. Разве что в самом конце есть подсказка, как я думаю, но о ней чуть позже.
Когда главного антигероя подставляют его "друзья", его шайка, он получает срок 15 лет. Ничего не меняется при смене обстановки. Он все такой же преступник и маловероятно, что за отведенный ему срок субъект встанет на "путь истинный". Через два года после отправки в тюрьму, главному антигерою предлагают пройти "лечебный курс", после которого тот сможет вернуться домой. Разумеется, субъект соглашается. Вот только он не ожидал, что его действительно "вылечат". Данный эпизод в книге отправляет читателя к названию романа, так как "заводной апельсин", где акцент ставится на первом слове, иллюстрирует нам ситуацию, когда субъект не имеет права выбора, а лишь выполняет то, что по мнению окружающих будет правильно или хотя бы безопасно для этих самых окружающих. Иными словами, над заключенными проводят эксперименты. В результате, подопытные начисто лишаются воли. Правильно ли это? Гуманно? Этот вопрос плавает на самой поверхности книги. С одной стороны, разумеется, подобное вмешательство в разум недопустимо. С другой, автор сталкивает главного антигероя с его же жертвами. Вот старик, которого шайка главного антигероя избила до полусмерти. Старик жаждет мести, его можно понять, ему причинили боль. Но может ли месть изменить что-либо в прошлом или будущем? Очевидно, что нет. Вот главный антигерой попадает в дом писателя, чью жену он с дружками услужливо довел до могилы. Писатель не узнает субъекта, считает его жертвой правительства, что незаконно проводит свои бесчеловечные опыты. Но ведь узнай он правду, не стал бы жалеть главного антигероя. Изменит ли что-то вмешательство писателя? Изменит ли что-то его стремление "свергнуть" нечистое на руку правительство? Не изменит. Так давайте еще раз подумаем, гуманно ли лишать нелюдей вроде главного антигероя воли? Для меня осталось непонятным, что думает по этому вопросу сам Энтони Берджесс. Ведь затрагивая такой интересный вопрос, он обязан был дать свой вариант ответа. Да, да, обязан был. Возможно, что устами писателя автор так и сделал. Возможно, не случайно писатель в романе "Заводной апельсин" сам тоже писал книгу с таким же названием. Возможно, Энтони Берджесс считает, что бороться с преступностью с помощью насилия это не выход. Но можно ли бороться с насилием с помощью любви? В романе нет никого, кто бы излучал что-то светлое и доброе. Есть священники, проповедующие слово божие и пьющие у всех на виду виски без содовой. Есть "любящие" родители, не устанавливающие должные границы для своего чада. Есть опекуны, плюющие в лицо своим подопечным. А любви нет. Так гуманно ли лишать воли преступников, с учетом всех их злодеяний?
На мой взгляд название у романа с двойным дном. Во-первых, как уже говорилось выше, "заводным апельсином" антигерой назвал себя сам, когда его лишили воли, превратили в заводную игрушку. Во-вторых, был еще один момент в самом конце, когда главный антигерой вновь себя так нарекает, но уже по несколько другим причинам. Он говорит о том, что если/когда у него появится сын, то поступать этот новый субъект будет также, как и сам главный антигерой, то есть будет совершать преступления, просто потому что может. Таким образом, "заводной апельсин" превращается в нечто большее, чем один субъект. "Заводной апельсин" - это весь мир и он крутиться-вертиться так, как его завели. Крутанули когда-то какую-то шестеренку внутри этого шарика так, что стала это шестеренка получать удовольствие от причиненного насилия. Эта шестеренка задела следующую, чуть поменьше, помоложе, та тоже решила, что насилие - это хорошо. Эта последняя привела в действие следующую и так далее, и так далее. И нет у этой цепочки конца. Заводной апельсин.. Что же сделать, чтобы остановить передачу столь ужасного жизненного опыта? Наверное, только один выход и есть: раздолбать к черту весь апельсин, уничтожить шарик, и не будет больше цепочки, по которой передают ген любви к насилию. А пока есть эта круглая игрушка, пока еще работает ее завод, до тех пор и будут существовать такие, как главный антигерой, и изменить это обстоятельство никто не в силах.
281,3K