Рецензия на книгу
The Library at Mount Char
Scott Hawkins
Аноним27 октября 2020 г.Он свой, он новый мир построил.
По слухам, непроверенным, все мы созданы по образу и подобию божьему. То бишь, способны творить вселенные. Каждый свою, в меру собственной фантазии и испорченности. По большому счету, мы всю жизнь только этим и занимаемся, разве что у кого-то все остается на уровне мечты, а кто-то пытается воплотить эту мечту в жизнь. Каждое наше действие это попытка изменить мир и сделать его ближе к тому идеалу, что видится в голове. Некоторым для создания идеального мира достаточно всего лишь тюкнуть по башке топориком старуху-процентщицу, а кому-то, более склонному к мизантропии, необходимо убить всех и остаться одному. Чтобы легче дышалось.
Мой идеальный мир находится где-то в ближнем Подмосковье. Он отделен от остальной вселенной радужным пузырем, сквозь который не могут проникнуть всевозможные пришлые люди издалека, что постоянно спрашивают, проезжая мимо на ржавых велосипедах «Хозяина, работа есть? Все умею, копать, ломать». Туда не могут проникнуть покоцанные машины с незнакомыми комбинациями цифр на номерах, в которых сидят молчаливые люди с бегающими по сторонам вороватыми глазами. Там нет телевизора, в котором этих жуликоватых людей называют электоратом из рехионов.Зато там всегда лето и светит солнце. Стоит домик из старого кирпича под зеленой крышей. А на крылечке в кресле-качалке с бокалом коньяка сижу я и озираю, чуть прищурившись, свои владения. В полях озорные селянки собирают граблями в небольшие копны свежескошенное сено, а после прыгают в эту копну с разбегу так, чтобы упасть на спину, подставив солнцу румяные, улыбающиеся лица. И их пышные сиськи еще долго колышутся после падения, медленно успокаиваясь под расшитой петухами тканью сарафанов. Ближе к горизонту небольшой холм, в глубинах которого кипит работа. Это гномы варят пиво и гонят самогон для своего отдыхающего в кресле-качалке бога. А у подножия холма бежит по высокой, зеленой траве стая долговязых рыжих собак с развевающимися на ветру ушами. И я встаю с кресла, с хрустом потягиваюсь и кричу «Эгегегей, твоюмать, хорошо то как».
У Скотта Хокинса совсем другой мир, слегка напоминающий современную коммунальную дачу, где множество родственников получили свою долю наследства и теперь тихо друг друга ненавидят. Мысленно желая друг другу сдохнуть и долгими зимними ночами фантазируя на тему самопроизвольного падения с лестницы тетушки или проваливания в деревенский туалет двоюродного братишки. Продумывая и просчитывая варианты, как сделать так, чтобы все это было моим и мне за это ничего не было. При этом мило друг другу улыбаясь. Я все думал, откуда такие фантазии, вроде автор человек сам по себе хороший и добрый, как и все мы. И пришел к выводу, что скорее всего виноват квартирный вопрос. Он всегда во всем виноват.
Когда-то очень давно я ехал в командировку в какой-то казахский Зажопинск и поезд на несколько минут остановился на глухом полустанке, где не было ничего, кроме грязи, мусора и киоска «Союзпечать». В том киоске я купил книжку, что оказалась одной из цикла про 9 принцев Амбера Роджера Желязны. Книжка, правда, оказалась седьмой или восьмой в серии, а предыдущих я не читал и даже не слышал о них. И когда я стал её читать, ничего не мог понять из-за огромного количества отсылок к прошлым книгам и событиям. Вот и тут было похоже. Странно только то, что предшествующих книг у Скотта Хокинса не было, разве что в голове у автора. Поэтому где-то примерно до середины книги я просто не отдуплял, кто все эти люди и что вообще происходит. Но после вроде бы запомнил почти все имена и стало казаться, что я улавливаю нить повествования.
И тут до меня дошло, что это закос под «Американских богов» Геймана. Только вот у Геймана присутствовала какая-то поэтика, герои периодически испытывали чувства и эмоции и даже шутили. У них была мотивация, даже у тупорылых богов. Им хотелось любви. А тут все было предельно упрощено, словно в компьютерной игре. Ну вот зачем Дюку Нюкему о чем-то думать. Вали все, что шевелится, желательно, чтобы побольше брызг крови летело в стороны. Народу это нравится.
С другой стороны видно, что автор старался. Изо всех сил. Обыгрывал стереотипы, вроде того, как серийный убийца ночами спит с плюшевым мишкой, подаренным в детстве. Или «Я тебя так люблю, что просто не могу не убить». Или вот еще «Да я, нна, да за народ, нна, жизнь, нна, отдам, нна, бесплатно, нна.» Ну, не прямо вот так дословно, не хочется все-таки спойлерить. А еще писатель придумывал метафоры всякие-разные, чтобы вот так читаешь и вдруг остановишься и скажешь «Ай да автор, хорошо сказал, сукин кот». Так что в целом попытка засчитана. Автору удалось выглядеть странным, а это нынче в моде.
13675