Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вспоминая моих грустных шлюх

Габриель Гарсиа Маркес

  • Аватар пользователя
    Аноним11 июня 2012 г.

    Больно было представлять ее без меня на всю ее оставшуюся жизнь.



    Это восхитительно! Эта книга - как торнадо: она срывает крышу, разрывает на куски стены стереотипов, сносит ураганным ветром лю́чину убежища, чтобы проникнуть глубоко под кожу и вырвать насильно из темноты, где обычно прячутся в надежде пересидеть бурю. Воздушные потоки мыслей и отчерки чувств на полях прожитой жизни неистовым водоворотом уносят за собой. Подхваченный этим вихрем, сначала оказываешься в самом его центре, а затем, несмотря на головокружение и тошноту, замечаешь, как вместе с обломками стереотипов, вокруг пролетают картины из чужих воспоминаний, обрывки прожитых лет; от их столкновения метеоритами вспыхивают новые переживания и проявляются экстракции жизненной мудрости, родившиеся под прессом бесчисленных разочарований и по воле удивительного случая.

    Мой путь от возмущенного отвращения до сочувственного понимания (и спойлеры):

    Дальше...


    Первая треть книги: спокойное брезгливое сочувствие вперемешку с осуждением. Но что-то приближается, небо мрачнеет, в воздухе чувствуется наэлектризованная влага, становится душно и тесно.

    Экватор: «Вдруг чудовищная молния и раскат грома распороли воздух и наполнили его густым запахом серы, порыв стихии выбил балконные стекла, и штормовой морской ветер, сорвав запоры, ворвался в дом». И закружило, завертело! Появилось назойливое отвращение к любви главного героя. Нет, не из-за безумной разницы в возрасте, не из-за абсурдности и своеобразной извращенности подобной любви. Я все простил бы этому старику, если бы он по-настоящему, искренне полюбил девушку. Я даже начал верить в то, что это произошло, и вера моя нарастала, пока вдруг не пришло ощущение, что эта любовь - апогей эгоизма, высшая форма любви к самому себе. Вместо того, чтобы облегчить жизнь девочки и сделать последнее доброе дело под конец своей паскудной и серой жизни, вместо того, чтобы взять ее в жены и по праву мужа ежедневно восхищаться ее красотой, избавив от невыносимой работы по пришиванию пуговиц, этот старый хрыч продолжает оставаться наблюдателем, "сливает" все свои сбережения на аренду комнаты для встреч, гонорар для сутенерши, и ничего, практически ничего не делает для девушки - все только для себя! Отвратная старая рожа!

    За экватором: и все-таки это Маркес...


    Однако не прошло и десяти минут, как все разом стихло. Засияло солнце, высушило усеянные обломками и мусором улицы, и вернулась жара. Ливень прошел, а у меня осталось ощущение, будто я в доме не один. Объяснение единственное: точно так же, как одни, реально случившиеся, вещи забываются, другие, никогда не случавшиеся, могут оставаться в памяти так, словно они на самом деле были.


    Снаружи эта история отдает старческим бессилием вперемешку с грустью по нереализованным мечтам. Все в ней, особенно светлый и противоестественный конец, кажется безумием, но «не заблуждайтесь: тихие сумасшедшие приближают будущее».

    Эта книга - концентрация 20 лет творческого молчания Маркеса. Искренняя - как старость, подводящая свои итоги. Открытая, как неприкрытая нагота.

    25
    358