Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
Rininelle7 июня 2012 г.Собственно, не та книга, про которую можно сказать что-то новое. Но мнение своё выразить хочется.
Не могу сказать, что "Лолита" вызвала у меня какого-то рода эйфорию или другую такую же сильную реакцию. Это скорее умеренный вострог. Написано, конечно, изумительно. Язык поражает точностью, при том, что никаких подробных, научных описаний там нет. Но по любой случайно выхваченной фразе можно понять всё, вплоть до температуры в комнате и оттенка люстры.
Сам сюжет, известный, я полагаю, многим, не удивлял. Всё закономерно, одно проистекает из другого, хорошо продуманная цепь событий - и хорошо поданая.
Про персонажей уже можно сказать кое-что менее восторженное. Разбирать всех не стану, прокомментирую двух главных героев.
Собственно, Лолита, вызывавшая неподдельное раздражение и даже отвращение вначале, ближе к концу не превращается в ангела, но становится более понятной. Очевиднее причины и мотивы её поведения, её характера, её действий. Она нашла свой, жестокий, неприятный, но действенный способ выжить. Может быть - единственно возможный в её условиях. А вот под самый конец персонажа слили. Любовь Гумберта умерла пошло, тускло и совершенно неправдоподобно, ударившись о косяк.
Сам Гумберт тоже неприятен. Но не тем, что он такой извращенец, растлитель, искалечивший жизнь и тело невинной девочки, не тем, что он убийца. А тем, что это как раз тот вид эгоистов, которые подчиняют людей себе и просто желают владеть. Если они любят, им плевать любят ли их - они об этом даже не задумываются. Лично мне такой персонаж претит.Да и вообще, в "Лолите" просто изумительная подборка таких неприятных личностей, цирк уродов. Не представляю, можно ли к кому-нибудь из упомянутых в книге персонажей испытывать симпатию. Мать, больше занятая собой, извращенец-импотент, назойливые и навязчивые приятели и соседи, глуповатые коллеги, пошлые школьницы, плоские, условные мужья.
Но при этом книга после прочтения оставляет налёт не отвращения, но грусти и осознания миллиарда других возможностей, которые герои вскользь задевали по пути к финалу. Ощущение совершенно правдоподобной, жизненной "неизбежности случайностей" пропадает только в сцене последнего появления Лолиты, и возвращается после, чтобы и завершить всё повествование.
447